Декабрь 2018. Испытание на прочность макроэкономических основ

27 декабря 2018
В 2018 г. страны – участницы ЕАБР столкнулись с серией вызовов для макроэкономической стабильности в регионе. Основные риски были связаны с замедлением глобального экономического роста, нарастанием протекционистских тенденций в мировой торговле и повышенной волатильностью на развивающихся рынках. Кроме того, макроэкономическая ситуация в регионе находилась под воздействием усилившейся геополитической напряженности

В 2018 г. страны – участницы ЕАБР столкнулись с серией вызовов для макроэкономической стабильности в регионе. Основные риски были связаны с замедлением глобального экономического роста, нарастанием протекционистских тенденций в мировой торговле и повышенной волатильностью на развивающихся рынках. Кроме того, макроэкономическая ситуация в регионе находилась под воздействием усилившейся геополитической напряженности.

Несмотря на нарастание внешних вызовов, макроэкономическая ситуация в регионе оставалась стабильной. Важными факторами стали ориентация фискальной политики в большинстве стран – участниц ЕАБР на цели придания большей устойчивости экономическому развитию и реализация сбалансированной монетарной политики. Другим фактором улучшения экономической ситуации в регионе стала наблюдавшаяся в течение большей части 2018 г. благоприятная ценовая конъюнктура на рынке нефти.

Во всех государствах ЕАБР в 2018 г. отмечаются положительные темпы экономического роста, который, по нашим оценкам, в целом по региону составит 2,0% по итогам 2018 г. Инфляция достигла рекордно низких уровней и к концу 2018 г. не превысит целевых ориентиров центральных/национальных банков. Взаимная торговля стран – участниц ЕАБР выросла на 12,5% по сравнению с январем – сентябрем 2017 г.

Экономический рост в странах региона в 2017–2018 гг. был во многом обеспечен смягчением монетарных условий. Вместе с тем цикл восстановления экономической активности завершается, а инфляционные риски находятся на высоком уровне. В совокупности это ограничивает потенциал дальнейшего стимулирования экономики со стороны монетарной политики. В условиях нарастания внешних рисков все более актуальным становится поиск новых источников устойчивого роста, в том числе за счет преобразований, направленных на повышение эффективности экономик и улучшение инвестиционного климата.

В рамках специального доклада к макрообзору коллектив авторов Евразийского фонда стабилизации и развития на примере Армении приводит свои рекомендации в отношении мер экономической политики, направленных на преодоление структурных и институциональных ограничений экономики. Проведенный анализ структурных разрывов в Армении позволил определить направления реформ, которые успешно реализуются в стране, равно как и те направления, по которым наблюдается отставание в реализации. Представленный в исследовании инструментарий является универсальным и может быть использован для разработки адресных рекомендаций в отношении мер структурной экономической политики.

В ряде государств региона в 2018 г. власти выступили с инициативами структурных преобразований. Правительством Российской Федерации анонсирован пакет структурных изменений, направленных на стимулирование устойчивого роста инвестиционной активности и решение долгосрочных социальных задач. В Казахстане инициативы президента, озвученные весной и осенью 2018 г., во многом ориентированы на повышение благосостояния населения страны посредством улучшения деловой среды и развития человеческого капитала. Такого рода преобразования могут способствовать повышению качества экономического роста Казахстана в долгосрочной перспективе за счет его большей устойчивости и инклюзивного характера экономической модели развития.

Структурные изменения носят длительный характер, и их экономический и социальный эффекты начнут проявляться лишь в среднесрочном периоде. В краткосрочной перспективе экономики стран региона будут находиться под влиянием решений, принятых на тактическом уровне в ответ на возросшие внешние риски. Так, по нашим прогнозам, экономический рост в России в 2019 г. замедлится до 1,6%. Отчасти это будет следствием ужесточения монетарной политики Банком России на фоне возросших инфляционных рисков. Краткосрочное негативное влияние на экономическую активность, вероятно, окажет рост налоговой нагрузки с января 2019 г. на фоне начала активной фазы реализации национальных проектов ближе к середине следующего года. В Казахстане более низкий рост в 2019 г. (3,3%) будет определяться предпринятыми мерами в области денежно-кредитной политики наряду с завершением реализации крупных инвестиционных проектов, при условии, что новые проекты пока еще не вошли в активную фазу. Прогнозируемое замедление экономического роста в 2019 г. в Армении до 5,0% и в Беларуси до 1,6% связано в том числе с завершением периода восстановления экономик. Ускорение роста в Кыргызской Республике до 3,9% по итогам 2019 г. прогнозируется из-за ожидаемого ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей. Экономический рост в Таджикистане, прогнозируемый на уровне 7,0%, во многом будет определяться реализацией инфраструктурных проектов.

Риски ускорения инфляции увеличились в условиях повышения волатильности валютных курсов и исчерпания благоприятных эффектов базы в продовольственном сегменте. В ряде стран региона возможно временное превышение инфляцией установленного целевого ориентира. В России повышение ставки НДС с 1 января 2019 г. с 18% до 20% несет в себе дополнительные риски роста инфляционных ожиданий. Однако, по нашим оценкам, сбалансированная денежно-кредитная политика ЦБ РФ будет препятствовать дальнейшему ускорению инфляционных процессов и закреплению инфляции выше целевых ориентиров.

В качестве дополнительного драйвера роста на евразийском пространстве в среднесрочной перспективе видится усиление интеграционных процессов в регионе как в части наращивания взаимной торговли, так и в части расширения совместного сотрудничества с третьими странами. В частности, в 2019 г. ожидается запуск соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Сингапуром, что в перспективе может стать первым шагом в направлении создания зоны свободной торговли с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Вернуться к списку