Круглый стол «ГЧП для обеспечения устойчивого развития в государствах ЕАЭС+»

14 июня 2022 года в Санкт-Петербурге ЕАБР провел круглый стол, посвященный государственно-частному партнерству для обеспечения устойчивого развития в странах ЕАЭС+.

Инвестиции в инфраструктуру – это одна из главных движущих сил экономического и социального прогресса, обеспечивающая создание новых рабочих мест, расширение производительных цепочек, активизацию торговли. Они имеют важное значение для достижения Целей устойчивого развития ООН (ЦУР) и ускорения реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка-2030). Среди всех партнерств в Повестке-2030 первоочередное внимание уделяется ГЧП из-за способности привлекать частные инвестиции и оптимизировать предоставление публичных услуг. Однако, цели ГЧП не столь масштабны, как ЦУР. Поэтому в рамках Повестки-2030 перед ГЧП ставится новая задача – обеспечить не только «соотношение цены и качества» (“Value for Money”), но также «ценность для населения» (“Value for People”) и «ценность для планеты» (“Value for Planet”).

Цель Круглого стола – способствовать формированию последовательного подхода к ГЧП как средству обеспечения устойчивого развития, обеспечить содержательный диалог между публичными и частными партнерами, финансирующими организациями в проектах ГЧП, которые направлены на достижение ЦУР в странах ЕАЭС, соответствуют ESG-стандартам.


Ключевые выводы дискуссии:

  • ГЧП как средство обеспечения устойчивого развития в странах ЕАЭС может применяться в качестве механизма создания инфраструктуры, обеспечивающей, наряду с экономическими, социальные и экологические эффекты, предусмотренные ЦУР, а также способствующей осуществлению климатической и социальной повестки государств в собственных юрисдикциях и пространстве ЕАЭС в целом. Именно в проектах ГЧП для обеспечения устойчивого развития могут быть эффективно синхронизированы деятельность государств ЕАЭС по инвестированию в достижение ЦУР и частное инвестирование с учетом ESG-факторов. ГЧП для достижения ЦУР может рассматриваться частными инвесторами как механизм инвестирования в «устойчивую» инфраструктуру, обеспечивающий в долгосрочном периоде увеличение акционерной стоимости, рост доходов за счет создания новых, соответствующих ЦУР и ESG-принципам «устойчивых» инвестиционных продуктов и услуг, спрос на которые динамично растет, а также за счет снижения ESG-рисков.
  • В ЕАЭС рынок инвестирования в инфраструктуру для устойчивого развития, в том числе в рамках ГЧП, находится в стадии формирования: создается правовая и методологическая база, утверждаются национальные таксономии, расширяется набор «устойчивых» финансовых инструментов, растет объем «устойчивых» инвестиций. Перспективы его развития зависят во многом от проведения государствами — членами ЕАЭС согласованной политики, разработка которой на этапе становления рынка является более решаемой задачей, чем на этапе, когда все страны ЕАЭС уже будут иметь собственные сложившиеся механизмы и правила. Государства могут выработать общий подход к оценке и верификации инфраструктурных проектов, проектов ГЧП для обеспечения устойчивого развития либо согласовать взаимное признание странами ЕАЭС результатов оценки и верификации таких проектов на национальном уровне. Необходимо единое видение правового регулирования ГЧП для обеспечения устойчивого развития в странах ЕАЭC. При этом важно, чтобы разрабатываемая в ЕАЭС политика развития рынка инвестирования в инфраструктуру для устойчивого развития, с одной стороны, учитывала имеющиеся в этой сфере международные стандарты и практики, а с другой стороны, отвечала национальным целям развития, внутренней ESG-повестке государств, а также общей для пространства ЕАЭС повестке устойчивого развития.
  • Объем частных инвестиций в «устойчивую» инфраструктуру, осуществляемых в рамках проектов ГЧП, в странах ЕАЭС пока невелик. Сдерживающими для осуществления частных инвестиций факторами являются неопределенность в доходности инвестиций, отсутствие четкого понимания, как ЦУР и ESG-принципы могут быть «встроены» в проекты ГЧП, неготовность тратить время и усилия, чтобы погрузиться в тему устойчивого инвестирования в ГЧП, отсутствие практики использования ESG-стандартов в проектах ГЧП, недостаточность доступных «устойчивых» финансовых инструментов, отсутствие регуляторных стимулов для таких проектов. Необходимы меры по повышению информированности частных инвесторов о потенциальных выгодах их участия в проектах ГЧП, направленных на достижение ЦУР в странах ЕАЭС и соответствующих ESG-стандартам. Готовность частных инвесторов к переориентированию на инвестиции в «устойчивую» инфраструктуру в рамках ГЧП должна быть поддержана стимулирующими мерами правового и финансового характера.
  • Основной объем «устойчивых» инвестиций направляется в настоящее время в проекты ГЧП в сфере энергетики, транспорта, обращения с отходами. Перспективные условия для масштабирования проектов ГЧП для обеспечения устойчивого развития имеют сферы здравоохранения, образования, спорта, туризма, сельского хозяйства и др.
  • Для полного раскрытия потенциала этого рынка необходимо переводить «устойчивые» финансовые инструменты и «устойчивые» инвестиции из «рыночной ниши» в «рыночную норму», причем не только в странах с «крупными» экономиками, но и в странах ЕАЭС с «малыми» экономиками. Требуются активные скоординированные действия не только государств, но и иных лиц, заинтересованных в развитии ГЧП для обеспечения устойчивого развития, — институциональных и частных инвесторов, фондовых бирж, национальных центров ГЧП, финансирующих организаций, в особенности международных банков развития.
  • Наращивание объема «устойчивых» финансовых инструментов — ключевой элемент Стратегии Евразийского банка развития на 2022–2026 годы. В ЕАБР уже внедрена внутренняя ESG-платформа, создана Дирекция по социальным и зеленым инициативам, принята Политика по выпуску «зеленых» и социальных долговых инструментов, иные внутренние нормативные документы, которые регулируют бизнес-процессы ЕАБР в области ESG-финансирования. В конце 2021 года ЕАБР разместил дебютные «зеленые» и социальные облигации совокупным объемом 40 млрд казахстанских тенге и планирует расширить объемы финансирования проектов ГЧП для достижения ЦУР. В финансировании «устойчивых» проектов ЕАБР ставит задачу усилить фокус на привлечении частного капитала посредством снижения рисков и стоимости средств для объекта финансирования.
  • Эволюция «устойчивых» финансовых инструментов, новое содержание процесса принятия инвестиционных решений в рамках проектов ГЧП для достижения ЦУР делает востребованными дополнительные компетенции представителей и государственного, и частного сектора, участвующих в таких проектах ГЧП. Наращивание экспертно-управленческого потенциала по подготовке и реализации проектов ГЧП, направленных на достижение ЦУР и соответствующих ESG-принципам, также является ключом к обеспечению устойчивого развития в странах ЕАЭС+.
  • Евразийский банк развития способен выступать эффективной платформой для такой координации деятельности, консолидатором ресурсов по созданию «устойчивой» инфраструктуры, центром компетенций по «взращиванию» проектов ГЧП для устойчивого развития в странах ЕАЭС+.

Резолюция Круглого стола по ГЧП: