Газета «Белорусы и рынок». ЕАБР рассчитывает на амбициозные проекты.
Игорь ФИНОГЕНОВ: мы стараемся быть максимально гибкими.
Представительство Евразийского банка развития в Беларуси откроется в Минске 3 ноября.
В конце июня Беларусь перечислила свою долю (15 млн. USD) в уставный капитал Евразийского банка развития, завершив тем самым все процедуры, необходимые для членства в нем. Таким образом, Беларусь стала пятым государством — участником Евразийского банка развития наряду с Россией, Казахстаном, Арменией и Таджикистаном.
О деятельности банка и о том, какие проекты планируется финансировать в Беларуси, корреспонденту «БР» в эксклюзивном интервью рассказал председатель правления банка Игорь ФИНОГЕНОВ.
— Игорь Валентинович, что ожидает банк от прихода в Беларусь и что это даст самой Беларуси?
— Открытие представительства банка в Беларуси позволит ЕАБР начать активные операции на территории Беларуси, а это прежде всего его инвестиционная деятельность, обеспечение доступа производственных предприятий государств-участников к долгосрочным инвестиционным ресурсам, которые аккумулированы в ЕАБР и должны быть направлены на развитие и модернизацию национальных экономик. И если говорить о том, что ЕАБР ожидает от сотрудничества с Беларусью, то это, конечно, новые, мы надеемся, амбициозные проекты, эффект от которых получит не только белорусская экономика, но и весь регион в целом.
В этом заключается ответ и на вторую часть вашего вопроса, что наше сотрудничество может дать Беларуси. Участие национального бизнеса в транснациональных проектах выгодно и для правительств, так как выражается в притоке новых инвестиций в экономику, построенных предприятиях, росте взаимной торговли и взаимных инвестиций, выходе на новые рынки сбыта.
— Доля Беларуси в уставном капитале банка небольшая. На какой объем инвестиций может рассчитывать Беларусь?
— Зависимости между долей участия в уставном капитале банка и объемом инвестиций в страну нет. Объем финансирования белорусских компаний будет зависеть только от наличия проектов, удовлетворяющих ЕАБР с точки зрения соответствия миссии и приемлемости кредитных рисков. Мы ожидаем, что рост объема кредитов, предоставленных белорусским предприятиям, и увеличение доли таких кредитов в общем портфеле банка будет наблюдаться на протяжении нескольких лет. Предполагаем, что в перспективе доля белорусского портфеля в общем инвестиционном портфеле ЕАБР составит порядка
— За счет чего формируется ресурсная база банка?
— Мы успешно реализуем программу заимствований на мировых рынках капитала. На сегодняшний день банком привлечено около 900 млн. USD заемных средств. Эти средства привлекаются в рамках и синдицированного, и двустороннего кредитования, когда средства предоставляются крупными коммерческими банками на индивидуальной основе, а также в рамках финансирования под покрытие экспортно-кредитных агентств. В банке зарегистрирована программа по выпуску облигаций на общую сумму 3,5 млрд. USD. Также ЕАБР зарегистрировал программу по выпуску краткосрочных бумаг на сумму 3,5 млрд. USD. В рамках программы планируется привлечение краткосрочных рыночных ресурсов сроком до 1 года.
За время своей деятельности ЕАБР сформировал проектный портфель на сумму около 2 млрд. USD, участвуя в значимых инвестиционных проектах на территории государств — участников банка. Всего по состоянию на 1 октября на разных стадиях рассмотрения находились 29 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 10 млрд. USD. Размер предполагаемого участия банка составляет 2,3 млрд. USD. До конца года банк планирует сформировать инвестиционный портфель на сумму не менее 2,1 млрд. USD.
— Какие наиболее интересные и крупные проекты вы бы выделили?
— Мы финансируем проекты в электроэнергетике, машиностроении и авиастроении, лесопереработке, строительстве портовых терминалов, в сфере разработки месторождений урановых руд, создания мощностей по переработке попутного нефтяного газа в Казахстане и создания инфраструктуры для использования природного газа в России, а также закупки в Казахстане зерна для поставок в Россию и многие другие.
Так, в сентябре 2008 года при участии президентов России и Казахстана состоялось торжественное открытие горно-обогатительного комбината на месторождении хромитовых руд «Восход» в Актюбинской области Казахстана. Это был один из первых инвестиционных проектов ЕАБР, в котором банк, помимо прямого финансового участия, также занимался организацией финансирования путем привлечения в партнерскую сделку немецких банков WestLB AG и Bayerische Hypo- und Vereinsbank AG.
ЕАБР участвует в финансировании реконструкции действующих мощностей Экибастузской
Из последних проектов хотел бы отметить создание, реконструкцию и эксплуатацию на основе государственно-частного партнерства объектов, входящих в состав имущества аэропорта «Пулково» в Санкт-Петербурге. Проект может стать первой концессией в РФ. Его реализация предусматривает синдицированное финансирование первого этапа совместно с ведущими региональными и глобальными финансовыми институтами (ЕБРР, МФК, ЕАБР) и национальными банками развития (ВЭБ).
Перечислять проекты можно долго. Важно то, что их объединяет. Это, прежде всего, интеграционный эффект, то есть насколько они содействуют инфраструктурному развитию и диверсификации экономики, генерируют рост взаимной торговли и взаимных инвестиций между странами региона.
— Какие проекты могут быть осуществлены в Беларуси в ближайшее время?
— Мы уже прорабатываем вопросы финансирования ряда инвестиционных проектов на общую сумму свыше 300 млн. USD. Это проекты в энергетике, промышленности, нефтехимии, транспорте и связи. Работа над проектами находится на различных стадиях рассмотрения. По некоторым проектам заявки о предоставлении финансирования только поступили, и в настоящее время проводится оценка их соответствия миссии банка, по другим мы находимся в стадии анализа и проработки структуры будущей сделки.
— Возможно ли участие ЕАБР в софинансировании таких масштабных проектов, как строительство АЭС в Беларуси?
— Финансирование энергетических проектов является одним из стратегических направлений инвестиционной деятельности ЕАБР. В частности, работа по организации финансирования проекта по строительству ГЭС на реке Западная Двина уже практически завершена и в ближайшее время планируется заключение кредитного договора. Что касается проектов по строительству непосредственно АЭС, мы не исключаем такой возможности.
— Как отбираются проекты? Всегда ли нужны гарантии правительства?
— В части отбора проектов мы стараемся быть максимально гибкими. Главное, чтобы проект был экономически состоятельным. При рассмотрении проектов при всех прочих равных условиях приоритетными являются те, которые обладают эффектом устойчивого роста. Кроме тогo, мы отбираем те проекты, которые способствуют интеграционным процессам государств — участников банка.
ЕАБР предоставляет финансирование не государству, а конкретным компаниям и предприятиям. При этом мы готовы работать и работаем без государственных гарантий. То есть наше финансирование не создает дополнительную долговую нагрузку на бюджет страны. Наоборот, после начала работы построенного на наши кредиты предприятия растет производство промышленной продукции, создаются новые рабочие места.
В нашем портфеле также имеются проекты под государственные гарантии, которые реализуются в рамках государственных программ развития тех или иных секторов экономики или регионов (например, проекты в Чеченской Республике). ЕАБР гибок в выборе форм обеспечения наших кредитов. Если государство-участник предложит в обеспечение проекта государственные гарантии, мы отнесемся к такому проекту как к высокоприоритетному и реализуем его в кратчайшие сроки. Ряд таких проектов рассматривается в настоящий момент в Республике Беларусь.
— Может ли обратиться в банк за поддержкой частное предприятие?
— Мы работаем с предприятиями различных секторов экономики как государственной, так и частной формы собственности. Минимальное участие самого заемщика в проекте должно составлять не менее 20% от общих потребностей проекта в инвестициях. Что касается кредитования малого и среднего бизнеса, то ЕАБР не финансирует МСБ напрямую. В банке принята программа поддержки МСБ посредством предоставления целевых кредитных линий национальным финансовым институтам.
— Планируете ли вы заниматься проектами в рамках Таможенного союза, например, в транспортной сфере?
— С введением Таможенного союза мы ожидаем активизации торгово-инвестиционного сотрудничества, увеличения объема трансграничных проектов и, соответственно, повышения спроса предприятий на наши кредиты. Не менее существенный вопрос — обустройство транспортных коридоров. Это сложный, но прибыльный бизнес, и я уверен, что предприниматели обратятся к нам за кредитами для переоборудования складских мощностей, выстраивания логистических цепочек с учетом новых возможностей, которые дает Таможенный союз.
— В управлении ЕАБР находится антикризисный фонд АКФ ЕврАзЭС. Что в настоящее время представляет собой фонд?
— Фонд с объемом более 8,5 млрд. USD был создан в июне 2009 года для преодоления негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса. Участниками фонда стали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан.
Антикризисный фонд ЕврАзЭС предоставляет как финансовые, так и инвестиционные кредиты. Финансовые кредиты предоставляются только государствам — участникам фонда, на нужды финансирования дефицита бюджета или платежного баланса. Инвестиционные кредиты могут предоставляться как государствам — участникам фонда, так и проектным компаниям из этих государств.
При этом объемы предоставления инвестиционного финансирования должны быть не менее 30 млн. USD для стран с валовым национальным доходом на душу населения более 5.000 USD и не менее 10 млн. USD для всех прочих стран. Запрашиваемые заемщиками объемы инвестиционного финансирования, как правило, заметно выше указанных минимальных порогов. Максимальный суммарный объем кредитования каждой страны — участницы АКФ устанавливается ежегодно. Для Беларуси он составляет в настоящее время около 1,8 млрд. USD.
Сроки предоставления инвестиционного финансирования зависят от потребностей проекта, но, как правило, не превышают 10 лет, если получателем является проектная компания, и 15 лет, если получателем является государство — участник фонда. Финансовые кредиты могут выдаваться на срок до 20 лет.
— Есть ли заявки из Беларуси?
— АКФ пока не получал от Беларуси заявок на финансовые кредиты. На сегодняшний день поступили две заявки от Минфина РБ о предоставлении инвестиционных кредитов на нужды развития транспортной сети и перерабатывающей промышленности республики. Выполняя функции управляющего средствами АКФ, банк проводит подготовку заключений на данные инвестиционные проекты, которые должны быть в скором времени рассмотрены советом АКФ.
— Если власти Беларуси обратятся в фонд за финансовым кредитом, насколько это будет похоже на сотрудничество с МВФ в рамках кредитов стенд-бай?
— Кредиты стенд-бай МВФ предоставляются для оказания финансовой поддержки странам, стремящимся добиться долгосрочной стабилизации своей валютно-финансовой сферы, и поддерживают пакет реформ, выработанных страной — получателем кредита с целью достижения такой стабилизации. В этом они схожи с финансовыми кредитами АКФ.
Но есть и различия. Основные из них — направления использования кредитов и их финансовые условия. Финансовый кредит АКФ может предоставляться как на поддержку платежного баланса, так и на финансирование бюджетного дефицита. Кредиты стенд-бай предоставляются, если страна испытывает краткосрочные трудности с урегулированием платежного баланса, а для бюджетной поддержки МВФ использует другие финансовые механизмы.
Кредиты стенд-бай МВФ предоставляются на срок до 8 лет и предусматривают льготный период до 4 лет; финансовые кредиты АКФ предоставляются на срок от 10 до 20 лет и включают льготный период до 5 лет.
Важно подчеркнуть, что АКФ координирует свои шаги с другими донорами, включая МВФ, и следует в своей деятельности тем же принципам открытости и подотчетности использования предоставляемых средств, как и другие международные финансовые институты. Еще одна особенность АКФ — его способность максимально оперативно реагировать на запросы стран-участниц, поскольку он создан ими самими и опирается на детализированное понимание проблем развития и государственного управления этих стран.
— Вас не смущает, что банк открывает представительство в Беларуси на весьма непростом политическом фоне: президентские выборы, ухудшение российско-белорусских отношений?
— Нет, не смущает. В уставе ЕАБР четко оговорено, что мы не вмешиваемся в политические процессы в странах пребывания. Мы исходим из того, что ситуация нормализуется и что здоровые, нормальные отношения между Россией и Беларусью логичны как в экономическом, так и в чисто человеческом измерении. Потому что они выгодны и России, и Беларуси. Бизнесу выгодно дружить. А ссориться — невыгодно!