Санкции в отношении РФ: ограниченное влияние на экономику Казахстана
Арман АХУНБАЕВ
Начальник Отдела странового анализа Аналитического управления
«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ, РИСКИ И ВЫЗОВЫ»
18 августа 2015 г.,
1. В 2014 — 2015гг. экономика РФ и РК, столкнулась с воздействием двойного негативного шока. Во-первых, на фоне роста конкуренции на рынке нефти существенно упали цены на энергоносители, которые являются основным экспортным товаром Казахстана и России. Во-вторых, введение и, начиная с осени 2014г., ужесточение режима санкций, связанных с кризисом вокруг Украины, резко ограничило доступ российских компаний и банков к международным рынкам капитала, возможность использования которых для рефинансирования долговых обязательств могла бы сделать адаптацию экономики к внешнему шоку более плавной в нормальных условиях. На фоне масштабной девальвации рубля и ускорившейся под ее влиянием инфляции Банк России (ЦБ РФ) значительно повысил свою «ключевую ставку», которая достигла 17% в декабре. Результатом этих событий стал спад потребительской и инвестиционной активности в России и Казахстане.
2. Среди эффектов, оказанных санкциями на экономику РФ, наиболее ощутимым оказалось их воздействие на трансграничные потоки капитала (отток капитала), финансовые рынки, инфляцию, динамику количества денег в экономике и кредитную активность. Чистый отток капитала по частной линии резко увеличился. В контексте резко снизившихся цен на сырье, в частности энергоресурсы, рост оттока капитала вызвал значительные колебания курса рубля к основным мировым валютам. Интервенции на валютном рынке, усиленные Банком России (ЦБ РФ) с целью сглаживания колебаний курса национальной валюты, привели к падению международных резервов центрального банка. Одновременно, с целью сдерживания девальвации и ограничения связанных с ней инфляционных эффектов ЦБ РФ ужесточил свою денежно-кредитную политику. Результатом этого повышения и упомянутых выше валютных интервенций стало замедление темпов роста количества денег в экономике. В целом же платежный баланс в РФ оказался более устойчивым, чем в 2008/2009 гг.
3. Влияние санкций на реальную активность в экономике РФ и государственные финансы было менее очевидным. Рост ВВП в силу накопленных проблем структурного характера начал замедляться уже до введения санкций. Это замедление было в значительной степени связано с падением инвестиционной активности. Оно имело место до введения санкций против РФ и даже до перехода украинского кризиса в острую фазу. Переход к спаду в 2015г. был непосредственно связан с негативным эффектом сократившихся цен на энергоресурсы, девальвацией, высокой инфляцией и т.д. Отдельно следует отметить скорее позитивный эффект на реальную активность в РФ от введения контрсанкций со стороны РФ, которые постепенно становятся основой для стимулирования промышленности и сельского хозяйства в более долгосрочной перспективе через развитие импортозамещения. На текущий момент, двойной шок оказал cдержанное негативного влияния на состояние государственных финансов.
4. Прямых последствий от введения международных санкций по отношению к России для экономики Казахстана нет. Персональные санкции, введенные против влиятельных российских политиков никак не переносятся на политическую элиту Казахстана. Санкции, введенные против российских финансовых учреждений с государственным участием не переносится на казахстанские банки, которые уже лишены возможности перекредитования на западных финансовых рынках. С точки зрения санкций, направленных на ограничение военно-технического сотрудничества, то эти санкции Казахстана практически не касаются.
5. Тем не менее, в силу существующих экономических связей между двумя странами, происходящее в РФ оказывает умеренно негативное косвенное влияние на экономику РК. Так, негативное ограниченное влияние оказывается на банковскую деятельность в Казахстане, на внешнюю торговлю, на финансовые потоки (в том числе на интенсивность прямых иностранных инвестиций (доля РФ — 6.4% притока ПИИ в 2014г.), на ВВД (4.4% ВВД), на отток капитала и, как следствие, на платежный баланс и стабильность национальной валюты). Определенное негативное воздействие проявляется для казахских корпораций, котирующихся на лондонской и других мировых биржах, которое больше связано с увеличением политических рисков, что в свою очередь выражается через повышение стоимости новых внешних займов. Но здесь речь идет об ограниченном количестве предприятий (Казмунайгаз и Казахмыс). Влияние санкций в большей степени проявляется косвенно через влияние проводимой макроэкономической политики в РФ на макроэкономическую политику в Казахстане.
6. Влияние международных санкций на банковский сектор Казахстана остается ограниченным. В Казахстане функционирует 4 финансовых института, зарегистрированных в Российской Федерации: Банк Хоум Кредит, Альфа Банк, Банк ВТБ и Сбербанк России. Под санкции США и Евросоюза попадают последние два банка). В настоящее время только Сбербанк относится к группе системообразующих банков Казахстана. Доля кредитов в казахстанском секторе российской группы находится приблизительно на уровне 12%. Совокупный объем вкладов российской четверки составляет приблизительно 9% рынка. В большей мере российские банки в Казахстане фондируются за счет бизнеса. Корпоративные вклады в совокупном портфеле вкладов занимают 76%. Возможное снижение фондирования для «материнских» банков российской группы в связи с реализацией санкций повышает риски ретрансляции ситуации и на казахстанских «дочек» банков, попавших в этот список, что способно вызвать только ограниченное сокращение (с учетом малой доли рынка российской группы) кредитования в Казахстане.
7. Ограниченное влияние на внешнюю торговлю объясняется спецификой структуры внешней торговли. С точки зрения своей структуры внешняя торговля Казахстана в большей степени связана с дальним зарубежьем и с экспортом нефти, металлов и сельскохозяйственной продукции. Специфика структуры внешней торговли Казахстана объясняет потенциально ограниченное влияние введение международных санкций против России. Так, внешнеторговый оборот Казахстана со странами Таможенного союза — всего $21 млрд в 2014г. (17% от всего внешнеторгового оборота). При этом основной объем казахстанского экспорта идет, кроме России, в Германию, США и Китай. Тем не менее, следует отметить, что Россия обеспечивает 33.4% импорта в Казахстан и 8% казахстанского экспорта. С точки зрения импорта, негативным воздействием на внешнюю торговлю Казахстана является менее быстрое сокращение российского импорта (-17.5%) по сравнению с экспортом в РФ (-26.9%), что оказывает негативное влияние на состояние баланса внешней торговли. С точки зрения экспорта влияние санкций крайне ограниченно, при условии отсутствия каких-либо санкций по экспорту нефти из России. Экспорт, естественно, страдает в большей степени от сокращения цен на нефть.
6. Увеличение волатильности на финансовом рынке Казахстана и ужесточение макроэкономической политики. Изменение макроэкономической политики в России, в частности ужесточение денежно-кредитной политики, повышение ставок и в большей степени переход на гибкий режим обменного курса оказало серьезное косвенное влияние и на казахстанский финансовый рынок. При этом НБ РК оказался в сложной ситуации, отдав предпочтение политике стабильного курса, который сдерживает темпы замедления внутреннего спроса и обеспечивает низкие темпы инфляции. С другой стороны, стабильный курс, в условиях девальвации рубля и в целом существенного укрепления доллара на международных рынках, способствует ухудшению конкурентоспособности, что в контексте ухудшающихся показателей платежного баланса усугубляет его состояние и вынуждает НБ РК проводить валютные интервенции. НБРК вынужден поддерживать ужесточение денежно-кредитных условий вслед за Россией, что способствует замедлению кредитования в экономике и в целом экономической активности в экономике.
9. Антикризисные меры, принятые властями стран ЕАБР, оказали стабилизирующее влияние на экономику региона. В частности, в России докапитализация и санация банков, субсидирование ипотечного кредитования позволили избежать системного кризиса в банковском секторе, который мог бы последовать за резкой девальвацией и ухудшением условий доступа к международным финансовым рынкам, и способствовали тому, что сокращение кредитной активности и внутреннего спроса имело менее масштабный характер, чем в ходе кризиса