«Аналитический банковский журнал». ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПОВЫСИТ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ.
Тема частно-государственного партнерства и Банка развития как его инструмента в 2007 году становится все более популярной. Становится также все более очевидным, что для активного привлечения частного капитала в качестве инвестиций в реальную экономику не хватает инфраструктурных объектов, строительство которых требует значительных инвестиций. Акцент в своей деятельности на развитии проектов такого масштаба делает ЕАБР, созданный в прошлом году. С просьбой рассказать о работе банка в уходящем году мы обратились к председателю Правления Евразийского банка развития Игорю Финогенову.
— Мировой экономике известно достаточное число институтов развития, более 150. Все они ставят перед собой различные цели. Среди них каждый из Банков развития отличается один от другого даже по той миссии, ради которой существует, а также по фокусу деятельности, в том числе и территориальному. В чем специфика Евразийского банка развития (ЕАБР)?
Игорь Финогенов: Мы нацелены на решение интеграционных задач на восстановление естественных экономических связей, существовавших ранее и развивающихся в настоящий момент на территории Евразии. Евразийский банк развития — самый молодой в семействе международных банков. Он был учрежден Россией и Казахстаном в 2006 году. Уставный капитал банка составляет $1,5 млрд. За сравнительно короткий срок удалось создать эффективную и высокопрофессиональную команду, разработать внутренние процедуры, утвердить детальную стратегию развития до 2010 года. Международными рейтинговыми агентствами банку присвоены рейтинги на уровне или выше суверенных рейтингов стран-участниц. Банк приступил к финансированию пяти проектов на сумму более $226 млн, и мы будем продолжать нашу деятельность, наращивать кредитный портфель.
Конечно, вопрос развития инфраструктуры становится очень важным для реализации масштабных проектов. Поэтому этому вопросу мы уделяем особенное внимание. В стратегии ЕАБР поставлена задача до 2010 года сформировать инвестиционный портфель на сумму не менее $4,5 млрд. В том числе осуществить финансирование инвестиционных проектов в области электроэнергетики, включая водно-энергетический комплекс Центрально-Азиатского региона на сумму не менее миллиарда долларов. Эти проекты мы рассматриваем в качестве приоритетных, активно работаем над их реализацией и уверены, что сможем выполнить все те обязательства, которые на себя взяли.
— Вы отметили, что банк создан в результате межправительственного соглашения России и Казахстана. Однако стратегия развития банка предусматривает развитие интеграционных проектов не только на территориях этих двух стран, но и других государств Содружества. Предполагается ли присоединение к Соглашению стран — новых участников?
Игорь Финогенов: Да, в данный момент мы ведем переговоры о присоединении к нашему банку с правительствами Кыргызстана, Таджикистана, Белоруссии и Армении. Мы рассчитываем, что в ближайшее время эти страны могут стать участниками ЕАБР.
— Какие проекты уже финансирует ЕАБР?
Игорь Финогенов: Банк финансирует реконструкцию действующих производственных мощностей Экибастузской
Банк в полном объеме профинансировал проект промышленного освоения уранового месторождения «Заречное» в Казахстане на сумму $63 млн. Проект осуществлен в рамках реализации Комплексной программы сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан в области мирного использования атомной энергии.
Совместно с западными банками West LB и HVB Евразийский банк развития участвует в финансировании разработки месторождения хромитов «Восход» в Актюбинской области Казахстана. Общий объем финансирования проекта составляет $120 млн., из которых $60 млн. сроком на 10 лет предоставляет ЕАБР. В июле Евразийский банк развития выдал компании «Восход-Oriel» первый транш кредита в размере $40 млн. Планируется, что второй транш кредита в размере $20 млн. будет выдан до конца 2007 года.
Кроме того, летом ЕАБР принял участие в синдицированном кредитовании российского Славинвестбанка, основным акционером которого является казахстанский «Банк ТуранАлем». Кредит направляется на развитие системы торгового финансирования. Участие ЕАБР составляет $5 млн. Банк принял также участие в синдицированном кредитовании российского Татфондбанка. Сумма кредита ЕАБР- $5 млн.
Все инвестиционные проекты, в которых участвует ЕАБР, носят интеграционный характер и содействуют устойчивому экономическому развитию его стран-участниц, инфраструктурному развитию и диверсификации их экономики.
— Каковы планы ЕАБР по финансированию инвестиционных проектов в области электроэнергетики, включая водно-энергетический комплекс в Центрально-Азиатском регионе?
Игорь Финогенов: Для стран Центральной Азии обеспечение доступа к источникам воды и энергии имеет жизненно важное значение. Устойчивое социально-экономическое развитие Евразии напрямую зависит от успешного решения проблем совместного использования водно-энергетических ресурсов и эффективности водно-энергетического комплекса региона.
По прогнозам, региональный макроэкономический эффект от освоения водно-энергетического потенциала бассейнов рек Сырдарья и Амударья может составить около $1,5 млрд в год в том числе за счет выработки электроэнергии — $300 млн., в сельском хозяйстве — $1200 млн.
В настоящее время переток электроэнергии в объединенной энергосистеме Центральной Азии составляет
И здесь приобретает особое значение вопрос укрепления интеграции между государствами центрально-азиатской экономической зоны. Необходимо решить вопрос о создании общего рынка электроэнергии, ликвидации ее дефицита, а также разработать эффективные механизмы согласования интересов стран верхнего и нижнего течения рек. Очевидно, что необходимо создать эффективную схему водно-энергетического обмена, при которой интересы энергетики и ирригации были бы сбалансированы. А это, в свою очередь, подразумевает необходимость совместного освоения богатого гидроэнергетического потенциала в верховьях рек, развития сельского хозяйства, согласования режимов работы водохранилищ, либерализации внутренних рынков электроэнергии. Именно в этом заложен интеграционный эффект развития экономики региона, и именно поэтому Евразийский банк развития рассматривает возможность участия в гидроэнергетических проектах.
Банк планирует принять участие в финансировании крупнейших объектов электроэнергетики Таджикистана и Кыргызстана. Но для их реализации потребуются значительные инвестиционные ресурсы — свыше $10 млрд. В частности, на ввод в эксплуатацию Сангтудинской ГЭС-1 потребуется $500 млн., Рогунской ГЭС — $2,2 млрд, Даштиджумской ГЭС — $3,5 млрд., Камбаратинских
Понимая масштабность этой задачи, банк стремится расширять сотрудничество с ведущими международными банками развития, правительствами стран региона и бизнесом.
— Какую роль вы отводите частному капиталу в реализации проектов ЕАБР?
Игорь Финогенов: Работе с частными капиталами мы придаем особенное значение, поскольку видим свою роль в том, чтобы быть катализатором привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты. И, конечно же, при реализации инфраструктурных проектов, при их структурировании, мы будем использовать все возможные доступные нам инструменты взаимодействия с правительствами тех стран, на территории которых будет развиваться финансируемая нами инфраструктура. И здесь частно-государственное партнерство — одна из форм эффективного взаимодействия.
Например, в Кыргызстане от реализации механизма частно-государственного партнерства при создании комплекса энергетической, алюминиевой, глиноземной промышленности, общая сумма финансирования которого потребует порядка $5 млрд ВВП этой страны вырастет в 2 раза. Практически это означает возрождение промышленности Кыргызской Республики на новом качественном уровне.
Конечно же, реализация таких планов потребует четкого взаимодействия между Правительствами и интеграционными структурами, Банком развития и частным бизнесом. Поэтому мы должны найти возможности применения всего накопленного опыта в разных странах мира в частно-государственном партнерстве для реализации задач развития экономик регионов и стран, поскольку только такой последовательный, энергичный подход позволит преодолеть те структурные ограничения, которые существуют и в России, и во многих других странах, включая соседние страны Содружества. Преодоление структурных ограничений повысит инвестиционную привлекательность России, экономик других стран Содружества, а, значит, инвесторам в этом случае откроются новые привлекательные возможности и перспективы.