Источник: Газета «Панорама», 10.10.2008
3 октября Евразийский банк развития (ЕАБР) презентовал свои аналитические продукты, касающиеся построения общего электроэнергетического рынка СНГ, перспектив сотрудничества центрально-азиатских стран в водноэнергетической сфере и возможностей взаимодействия между Россией и Казахстаном в атомной промышленности. При этом банк, по оценкам члена его правления и директора по аналитической работе Владимира ЯСИНСКОГО, рассчитывает вскоре стать одним из интеллектуальных центров, где будет происходить осмысление интеграционного опыта в экономической сфере и определяться возможные подходы к появлению отраслевых интеграционных стратегий.
Что касается практики, то фокусом ЕАБР являются не просто проекты с длинными деньгами, имеющие важное общеэкономическое значение, но и менее, чем в половине случаев (50% от портфеля) имеющие явный интеграционный подтекст, выражающийся в росте взаимных инвестиций и торговли. Уже начавшие осуществляться проекты банка обеспечивают примерно $800 млн таких инвестиций и объем торговли на $1,4 млрд.
Г-н Ясинский не исключил определенного влияния ситуации на финансовых рынках на планы банка, которое может выразиться в том, что его портфель, прогнозировавшийся на уровне $4,5 млрд к концу 2010 года, в реальности может составить в районе $4 млрд. Данное влияние, в частности, может отразиться на фондировании. При этом член правления обратил внимание на то, что уже состоявшееся и критикуемое некоторыми аналитиками фондирование на облигационном рынке в этом году выглядит достаточно эффективным привлечением ресурсов, особенно в свете последних событий. Тем не менее в дальнейшем привлечение ресурсов даже для межгосударственного банка, имеющего рейтинг на одну ступень выше российского суверенного, может быть затруднено. Еще большим, однако, может стать влияние, связанное с ограничениями со стороны самих потенциальных заемщиков, которые в нынешней ситуации не будут форсировать свои инвестиционные проекты. Говоря о соотношении собственных и заемных средств,
г-н Ясинский пояснил, что инициаторы проектов должны осуществить вложения в сумме не менее 20% от общей стоимости их финансирования. По оценкам начальника отдела экономического анализа и консалтинга Евгения ВИНОКУРОВА, роль ЕАБР можно оценить не только как кредитора, но и как своеобразного организатора синдикаций, привлекающего дополнительное финансирование. В настоящее время стоимость рассматриваемых проектов, которые могут быть приняты к финансированию, составляет $5 млрд, при этом вложения со стороны самого банка, вероятно, могут составить не более $2 млрд.
По оценкам г-на Ясинского, ЕАБР довольно часто встает перед дилеммой, типичной для банков развития, между необходимостью генерировать большую прибыль и финансировать проекты, соответствующие его уставным целям. Именно второе является главным приоритетом, хотя каждый из принимаемых к рассмотрению проектов должен быть состоятелен и коммерчески.
Рассуждая по просьбе журналистов на тему того, что кризис вынужденно приводит к частичной переориентации казахстанских ИР с долгосрочных проектов, имеющих значение для развития инфраструктуры, на рефинансирование проектов банков и спасение ситуации в строительстве и в сфере малого и среднего бизнеса, представители ЕАБР не позволили себе ни грамма сочувственного высокомерия. По их оценкам, МСБ является одним из важнейших компонентов, влияющим на развитие страны в целом, как и строительный сектор. ЕАБР, кстати, также не минула «чаша» участия в оказании подобной поддержки. Банк, в частности, фондировал ЦентрКредит для его кредитования МСБ и будет финансировать строительство крупного кирпичного завода в интересах строительной отрасли.
Что касается презентованных аналитических продуктов, то наибольший интерес представляет собой анализ возможностей интеграции в электроэнергетике и водно-энергетическом секторе, где вопреки нынешней ситуации аналитики ЕАБР остаются оптимистами. При том, что на сегодняшний момент межгосударственная торговля электроэнергией, растущая с 2001 года и достигшая пика в 2004 году, практически сошла на нет ввиду того, что энергосистемы всех постсоветских стран оказались практически энергодефицитными и недостаток электроэнергии ощущается фактически у всех, рынок экспорта электроэнергии может быть создан в ближайшие годы. Собственно, это показывают российские инвестиции в Экибастуз, значительная часть дополнительной электроэнергии откуда пойдет на рынок РФ. В своем отчете аналитики отметили, что создание общего рынка электроэнергии зависит в очень большой степени от либерализации российского. Доминирование на рынках национальных компаний при этом не является непреодолимым препятствием, что в отчете иллюстрируется опытом Скандинавии. Что касается взаимодействия в Центральной Азии, то, хотя
г-н Ясинский и признает, что строительство Казахстаном Кок-Сарайского коллектора является свидетельством отсутствия механизмов взаимодействия и того, что инвестиционным проектам должны предшествовать политические договоренности, создание интегрированного рынка, по его мнению, может быть достигнуто. Он, в частности, не согласен с тем, что в рынке не заинтересован Узбекистан, также являющийся энергодефицитной страной и, кроме того, использующий для своих электростанций большое количество газа, который может стать привлекательным экспортным сырьем при условии его замещения гидроэнергией внутри страны. Компромиссы, несмотря на объективный конфликт интересов стран, расположенных ниже и выше по течению, возможны, однако, считает
г-н Винокуров, для этого необходимо создание механизма с активным участием всех государств по периметру региона, и в этом основной пункт его разногласий с американским агентством развития USAID, недавно предложившим свою концепцию общего электроэнергетического рынка 4 центральноазиатских стран. Стоимость проектов, связанных с гидроэлектроэнергетикой, включая станции, оценивается примерно в $15 млрд, и эти деньги крайне нелегко будет найти внутри региона. Кроме того, например, дефицит электроэнергии в Южном Казахстане крайне трудно разрешить, несмотря на все предпринимаемые решения только властями республики. Таджикистан, являющийся страной с самым высоким потенциалом производства энергии на душу населения после Исландии, тем не менее никак не может использовать его самостоятельно и вынужден производить отключения потребителей. Что касается южных соседей, то их участие желательно потому, что инвестиции в гидроэлектроэнергетику могут быть эффективными, если станут использоваться оба пика потребления — зимний в Казахстане и России и летний в упомянутых государствах, и ЛЭП будут построены в две стороны. Проект, однако, должен включать и сооружение тепловых станций, которые
в какие-то периоды должны становиться альтернативой гидроэлектростанциям, сбрасывающим ниже по течению большое количество воды.