Порядка 73% компаний положительно оценивают ЕАЭС и заявляют, что он облегчает ведение бизнеса: ЕАБР узнал отношение бизнеса стран ЕАЭС и Таджикистана к интеграции и экономическому сотрудничеству

25 января 2022

ЕАБР опубликовал исследование «Интеграционный бизнес-барометр ЕАБР». Большинство компаний положительно оценивают евразийскую интеграцию. Среди мер, принятых в рамках ЕАЭС, самыми популярными стали меры по цифровой трансформации, в частности механизм единого окна. Тем не менее компании указали на значительное число проблемных аспектов деятельности ЕАЭС и барьеров, с которыми они сталкиваются. Кроме того, бизнес заинтересован в новых возможностях свободной торговли с Китаем, Турцией, Узбекистаном и Евросоюзом.

Москва, 18 января 2022 года. Евразийский банк развития (ЕАБР, Банк) представляет результаты опроса представителей крупного и среднего бизнеса Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность на территории ЕАЭС и региона СНГ. Проект «Интеграционный бизнес-барометр ЕАБР» реализован совместными усилиями Центра интеграционных исследований ЕАБР и Международной некоммерческой ассоциации исследовательских агентств «Евразийский монитор». В опросах, проходивших в августе — сентябре 2021 года, приняло участие 337 компаний. Исследование решает задачу мониторинга степени информированности компаний о евразийской интеграции, их мнений и оценок по поводу барьеров и мер поддержки в сфере внешнеэкономической деятельности, а также пожеланий бизнеса по приоритетам интеграции и сотрудничества в регионе операций ЕАБР.

По оценкам большинства опрошенных компаний (в среднем 73%), евразийская интеграция облегчает ведение бизнеса на территории входящих в ЕАЭС государств. Для одних — значительно, для других — в некоторой степени: доля таких ответов в совокупности составила 79% и 78% в Казахстане и Беларуси соответственно, по 75% — в России и Армении, а в Кыргызстане — 60%. Причем в Беларуси и Казахстане не выявлено компаний, в которых считают, что работа ЕАЭС усложняет ведение бизнеса. В России чаще, чем в других странах, респонденты затруднялись с ответом на этот вопрос. В качестве эксперимента вопросы, касающиеся ЕАЭС, были заданы также в Таджикистане, где 73% респондентов считают, что ЕАЭС в той или иной степени облегчает ведение бизнеса на территории стран-членов, а некоторые из респондентов выразили желание видеть республику членом Союза.

В то же время компании 6 стран при ведении внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС и регионе СНГ сталкиваются с барьерами, чаще всего в торговле. Помимо технических барьеров (маркировка, этикетирование, сертификация и т. д.), сложностей таможенного оформления и санитарных норм, респонденты чаще прочих называли: 1) высокую конкуренцию, 2) отсутствие информации о внешних рынках и потенциальных партнерах, 3) ограничения сбыта товаров и 4) финансовые меры (валютное регулирование, регулирование условий оплаты, получения и использования кредита для финансирования импорта). Наименее распространенными оказались сложности с экспортными субсидиями, защитой прав интеллектуальной собственности, ограничениями в области государственных закупок, ценовым контролем конкуренции. Компании указывали и на другие трудности, с которыми сталкиваются на территории ЕАЭС (рис. 1).

Рисунок 1. Проблемные аспекты деятельности ЕАЭС (в % от числа опрошенных, указавших на наличие беспокоящих факторов)

b-1.jpg

Источник: ЕАБР

Риски высокой конкуренции чаще всего возникают при работе с российскими компаниями, а у них, в свою очередь, с белорусскими и казахстанскими. В Таджикистане и Кыргызстане сообщали об аналогичных рисках при работе с казахстанскими компаниями. Практически то же распределение стран компании обозначали в отношении трудностей с таможенным оформлением и соблюдением санитарных норм, а также технических барьеров и отсутствия необходимой информации. Наконец, компании 6 стран сообщили о других препятствиях, с которыми они сталкиваются в регионе СНГ (рис. 2).

Рисунок 2. Препятствия, возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности со странами региона СНГ (в % от числа ответивших)

b-2.jpg

Источник: ЕАБР

Среди возможных мер устранения барьеров бизнесом предлагаются: использование международных стандартов либо разработка собственных новых стандартов и регламентов ЕАЭС (наиболее популярный ответ компаний в Армении); взаимное признание процедур оценки продукции (наиболее популярный ответ в Кыргызстане); гармонизация правил и норм маркировки (этот вариант наиболее востребован в Казахстане); разработка унифицированных требований и правил обращения товаров (данное решение чаще предлагали российские компании). В ответе на вопрос о повышении эффективности ЕАЭС компании называли необходимость учета мнения частного сектора, разработки единых стандартов, создания служб быстрого реагирования в сфере ВЭД. Ряд респондентов отметили целесообразность большего количества встреч, форумов. Также была отмечена необходимость включения большего числа стран в ЕАЭС.

Среди мер, принятых в рамках ЕАЭС, самыми популярными стали меры по цифровой трансформации. Наиболее эффективными их считают в Казахстане, Кыргызстане, чуть менее — в Беларуси, а реже всего — в Армении и России. Во всех странах в целом самой успешной мерой считают реализацию цифровой повестки в ЕАЭС, о ней положительно отзываются 71% компаний в Армении, 73% — в Беларуси, 83% — в Казахстане и 65% — в России. Лидер по количеству положительных откликов в Кыргызстане — механизм единого окна в системе регулирования внешнеэкономической деятельности ЕАЭС: его выбрали 83%, а 77% высказались также в пользу цифровой повестки.

По мнению большинства компаний, среди решений, принятых в рамках ЕАЭС и направленных на поддержку бизнеса, лучше всего работает снижение налоговой нагрузки, а хуже всего — введение специального режима для инвесторов из государств-членов, предполагающего наличие свободного выбора использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в каждой стране ЕАЭС. Высоко оцениваются такие меры, как отсрочка по уплате косвенных налогов до 50 дней и наличие для граждан каждой страны ЕАЭС равных с резидентами других государств-членов прав при трудоустройстве. Также компании выделили наиболее привлекательные и желательные льготы и послабления для бизнеса в рамках ЕАЭС, среди которых — льготное кредитование, налоговые и таможенные послабления.

Исследование ЕАБР показало, что осведомленность бизнеса 6 стран о ЕАЭС составляет в среднем 85% (рис. 3). Наиболее высокий уровень выявлен в Армении и Кыргызстане (98% и 92% соответственно выбрали варианты ответа «знаю хорошо» и «знаю в общих чертах»), а также в Казахстане (84%). Практически одинаковый уровень информированности о деятельности ЕАЭС в целом характерен для бизнеса России и Беларуси — треть опрошенных компаний хорошо владеют информацией, а чуть более половины респондентов имеют общие представления о ЕАЭС. Наименьшая информированность деловых кругов о деятельности ЕАЭС выявлена в Таджикистане, не входящем в Союз: треть респондентов совсем не владеют информацией о ЕАЭС, при этом еще 11% опрошенных ответили, что впервые слышат о нем.

Рисунок 3. Информированность бизнеса о деятельности ЕАЭС и его институтов (в % от числа ответивших на вопрос)

b-3.jpg

Источник: ЕАБР

Среди евразийских межгосударственных институтов более всего компании информированы о Высшем Евразийском экономическом совете (варианты ответа «знаю хорошо» и «знаю в общих чертах» суммарно дали в среднем 68,5% респондентов), ЕАБР (в среднем 65%) и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) (в среднем 60%). При этом уровень информированности бизнеса о деятельности институтов варьируется. Например, если 14% компаний знают о деятельности ЕЭК хорошо (чаще такой ответ выбирали в Беларуси, Армении и России), то 45% знают в общих чертах. В отношении Делового совета ЕАЭС аналогичные ответы дали в среднем 42% (из них 7% хорошо осведомлены и 35% – в общих чертах, выше всего доля таковых в Беларуси и Кыргызстане). О деятельности Суда ЕАЭС информированы в среднем 33% (7% знают хорошо и 26% — в общих чертах, причем чаще всего такие ответы давали в Беларуси, где находится его штаб-квартира). Как видно, компании хорошо осведомлены о евразийских институтах, но преимущественно в общих чертах.

В Казахстане и России 29% и 25% компаний соответственно указали на то, что получали поддержку от ЕАЭС и его институтов (рис. 4), в частности консультационную поддержку и помощь в решении проблем. Среди отдельных видов полученной помощи компании выделяли информационную помощь, поддержку при оформлении экспорта и возможность участия в тренингах.

Рисунок 4. Поддержка, которую получали организации от структур ЕАЭС (в % от числа ответивших в каждой стране)

b-4.jpg

Источник: ЕАБР

Более 50% опрошенных компаний во всех странах имеют представление о зонах свободной торговли (ЗСТ) ЕАЭС с другими государствами. При этом наиболее информированы респонденты из Казахстана, а уровень осведомленности представителей компаний из России и Беларуси одинаков: 15% хорошо информированы и чуть более половины имеют общее представление, а 30% не знают о ЗСТ. По 43% компаний Армении и Кыргызстана не информированы о ЗСТ ЕАЭС. Тем не менее бизнес заинтересован в новых ЗСТ ЕАЭС, прежде всего с Китаем, Турцией, Узбекистаном, странами ЕС (особенно с Германией и Польшей), а также с Украиной, Индией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Наконец, компании обозначили потребность в увеличении производственных мощностей и расширении рынков сбыта за пределы ЕАЭС. Оценивая перспективные направления в сфере инвестиций, промышленности, науки и технологий на пространстве 12 государств региона СНГ, большая часть респондентов в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане указала Россию в качестве наиболее привлекательного партнера (примерно от 70% до 100% опрошенных). В то же время для российских предприятий скорее характерна ориентация на сохранение, а не на развитие рынков сбыта в СНГ. Лишь 30–40% опрошенных в России выбрали минимум одну из стран региона СНГ в качестве потенциального контрагента.

Крупный и средний бизнес Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана заинтересован в получении информации о спектре возможностей ЕАЭС. Компании 6 стран ожидают от ЕАЭС финансовой поддержки, содействия в развитии сотрудничества, помощи в устранении таможенных проблем, упрощения бюрократических и налоговых процедур, расширении экспорта и импорта и в выходе на новые рынки.

Подробнее с содержанием доклада «Интеграционный бизнес-барометр ЕАБР» можно ознакомиться здесь.

Другие аналитические публикации ЕАБР и ЕФСР доступны в разделе «Аналитика» на сайте Банка, а также в разделе «Публикации» на сайте Фонда.

Справка:

Евразийский банк развития (ЕАБР) — международная финансовая организация, осуществляющая инвестиционную деятельность на евразийском пространстве. Уже 15 лет ЕАБР содействует укреплению и расширению экономических связей и всестороннему развитию стран-участниц: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Уставный капитал ЕАБР составляет 7 млрд долларов США. Основную долю в портфеле ЕАБР занимают проекты с интеграционным эффектом в сферах транспортной инфраструктуры, цифровых систем, зеленой энергетики, сельского хозяйства, промышленности и машиностроения. В своей деятельности Банк руководствуется Целями в области устойчивого развития ООН и принципами ESG.

Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) в размере 8,513 млрд долларов США учрежден 9 июня 2009 года правительствами тех же 6 стран. Целями ЕФСР является содействие государствам-участникам в преодолении последствий глобального финансового кризиса, в обеспечении их экономической и финансовой стабильности и поддержке интеграционных процессов в регионе. Государства — участники ЕФСР наделили ЕАБР функциями Управляющего средствами Фонда и подписали с Банком Соглашение об управлении средствами ЕФСР.

Контакты пресс-центра ЕАБР:

Сапаргалиева Азима, +7 (777) 750 00 08 (Алматы)

Горбачёв Сергей, +7 (916) 727 22 00 (Москва)

pressa@eabr.org

Вернуться к списку