Макроэкономический обзор ЕАБР. Август 2023
-
Текст обзора
PDF, 4.36 МБ -
Армения: укрепление армянского драма
PDF, 393.63 КБ -
Казахстан: новые бюджетные правила
PDF, 203.63 КБ -
Россия: какую инфляцию сейчас считать «базовой»
PDF, 215.27 КБ -
Таджикистан: дезинфляционный импульс затухает
PDF, 216.13 КБ
От Главного экономиста ЕАБР Евгения Винокурова:
Мировая экономика и ее влияние на регион операций ЕАБР
Устойчивое ценовое давление в развитых странах сохраняется. Успешность борьбы ФРС и ЕЦБ с инфляцией выглядит далеко не очевидной, несмотря на заметное замедление сводной инфляции в США и еврозоне в текущем году. Ослабление инфляции преимущественно объясняется снижением цен на энергоносители и другие сырьевые товары. Базовая инфляция, которая показывает устойчивое ценовое давление, остается высокой и в США, и в еврозоне. Так, в США базовый индекс потребительских цен в июне вырос на 4,8% г/г, а в еврозоне в июле – на 5,5% г/г. Это очень высокие уровни для развитых экономик. Инфляция отступает, но ведет тяжелые арьергардные бои.
Борьба центробанков с инфляцией отнюдь не завершена, однако стратегия повышения процентных ставок, скорее всего, сменится стратегией их продолжительного сохранения на повышенных уровнях. В июле ФРС и ЕЦБ подняли ключевые ставки на 0,25 п.п. – до новых многолетних максимумов. Нельзя исключать подобного повышения и осенью, однако дальнейшее увеличение ставок может упираться в необходимость поддержания финансовой стабильности и долговой устойчивости. Мы уже слышим отголоски этих угроз – Fitch понизило суверенный кредитный рейтинг США до уровня «AA+» на фоне ожиданий будущей рецессии и существенно возросшего долгового бремени. Дальнейшее повышение ставок становится угрозой для экономик, но устойчиво высокая инфляция не позволяет монетарным регуляторам пойти на смягчение политики. Мы считаем, что инфляция в развитых странах будет стабильно выше, чем в 2010-х гг.: не 0–2%, к которым рынок привык за предыдущее десятилетие, а порядка 3–5%. В связи с этим вероятным выглядит сценарий продолжительного поддержания процентных ставок на повышенных уровнях.
Мировая экономика теряет импульс к росту и переходит к режиму длительного функционирования в условиях повышенных процентных ставок. Деловая конъюнктура в промышленности в мире остается неблагоприятной. Глобальный PMI обрабатывающих отраслей в июле сохранялся ниже пороговой отметки 50 пунктов – экономическая активность снижалась. Более года снижается количество новых заказов, особенно экспортных, – очевидный признак ослабления мирового спроса на товары и «затухания» глобальной торговли ими. Проседание промышленности отмечается не только в развитых странах, но и в важнейшем экономическом партнере государств – участников ЕАБР – Китае. Сектор услуг пока еще вытягивает китайскую экономику, однако по мере завершения его восстановления от продолжительных санитарных ограничений экономический рост в Китае будет затухать. В текущем году ВВП Поднебесной увеличится более чем на 5%, но экономике будет сложно удерживать такой рост в дальнейшем из-за исчерпания прежних факторов роста.
Перегрев рынка труда – актуальная проблема центробанков как развитых, так и развивающихся стран. Отголоски пандемии и избыточных денежных вливаний в ее острую фазу для поддержки экономики продолжают сказываться на состоянии рынка труда – работники остаются в дефиците и в США, и в еврозоне. Отношение незанятых рабочих мест к числу всех рабочих мест на рынке США составляло 5,8% в июне, а в еврозоне – 3% по итогам I квартала. Это ниже пиков начала 2022 г. (хотя в еврозоне всего на 0,2 п.п.), но все еще заметно выше допандемийных максимумов в 4,8% в США и 2,2% в еврозоне. Дефицит на рынке труда ограничивает возможности подстройки стороны предложения под возросший постковидный спрос. Это и поддерживает устойчивое инфляционное давление. Важно отметить, что ценовое давление в наибольшей степени испытывают производители услуг, где, вероятно, проблема дефицита работников стоит наиболее остро.
Возросшая опора на внутренние источники роста сглаживает влияние внешнего сектора на экономики государств – участников Банка, однако охлаждение мирового спроса с течением времени будет ощущаться и в регионе. Казахстан и Россия остаются важными поставщиками сырьевых товаров на мировой рынок, а на сбалансированность их бюджетов большое влияние оказывает мировая конъюнктура. Замедление глобальной экономики будет ограничивать пространство для усиления активности в экспортоориентированных секторах их экономик. Армения, Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан имеют тесные торгово-экономические связи с крупнейшими экономиками региона операций Банка. Динамика деловой активности в России и Казахстане будет отражаться и на них. Смещение акцента на внутренние факторы роста сглаживает влияние внешней конъюнктуры.