Макроэкономический обзор ЕАБР. Декабрь 2022

13 декабря 2022
ЕАБР представил очередной выпуск Макроэкономического обзора. В материале отмечается, что экономики государств – участников ЕАБР демонстрируют достаточно высокую степень устойчивости и адаптивности к внешнеэкономическому воздействию. В целом неблагоприятные тренды в глобальной экономике, связанные с ослаблением деловой активности и всплеском инфляции, пока находят весьма ограниченное проявление в экономической динамике стран региона операций Банка

От Главного экономиста ЕАБР Евгения Винокурова:

Прошло две недели с момента публикации Макроэкономического прогноза ЕАБР на 2023 г. Высокочастотные данные подтверждают ключевые предпосылки, заложенные в наш прогноз.

В Макропрогнозе мы выделили три тренда, определяющие экономическую динамику в мире.

Первый тренд – это разогнавшаяся до многолетних максимумов инфляция. Опубликованные данные по росту цен в еврозоне за ноябрь в целом подтверждают наше предположение о том, что инфляционное давление в развитых странах сохраняется, однако начинает показывать первые признаки стабилизации или даже ослабления. Так, рост потребительских цен в еврозоне, по предварительной оценке Евростата, составил 10,0% г/г после 10,6% г/г в октябре. Наши ожидания – замедление инфляции в США до 4,7% г/г в среднем по 2023 г., а в еврозоне – до 5,7% г/г.

Второй тренд, который мы выделили в Макропрогнозе, – это стремительное повышение процентных ставок в развитых и развивающихся странах. Мы ожидаем, что ФРС замедлит темпы ужесточения монетарной политики в декабре, снизив шаг повышения ставки с 0,75 до 0,50 п.п. ЕЦБ, в рамках нашего прогноза, может в декабре поднять ставку по депозитам овернайт на 0,75 п.п. и довести ее до уровня 2,25%. Мы полагаем, что в условиях заметного ослабления деловой активности и появления признаков ослабления ценового давления американский и европейский монетарные регуляторы умерят ястребиный настрой. Вполне возможно, что уже в первой половине будущего года ФРС начнет цикл понижения ставки.

Третий тренд развития мировой экономики – ослабление деловой активности. Эта тенденция становится все более явной. Вышедшие индикаторы PMI за ноябрь, характеризующие изменение деловой активности в промышленности и сфере услуг, указывают на превалирование негативных тенденций в экономиках развитых стран. И в США, и в еврозоне, и в Великобритании, и в Японии, и в Австралии сводный PMI в ноябре оставался ниже порогового уровня в 50 пунктов, указывая на сокращение деловой активности. При этом в США и еврозоне активность снижается уже пять месяцев подряд, а в Великобритании – четыре месяца. Мы сохраняем ожидания умеренной рецессии в 2023 г. в еврозоне и с меньшей вероятностью в США.

В целом неблагоприятные тренды в глобальной экономике пока находят весьма ограниченное проявление в экономической динамике государств – участников ЕАБР. Экономики стран региона демонстрируют достаточно высокую степень устойчивости и адаптивности к внешнеэкономическому воздействию. Так, спад ВВП России в текущем году с высокой вероятностью не превысит 3%, а спад в Беларуси составит около 4,6%, что гораздо лучше весенних прогнозов. Казахстан сохраняет уверенные темпы роста экономики. Деловая активность в Армении, Кыргызстане и Таджикистане стремительно расширяется на фоне появления новых стимулов, в том числе связанных с притоком трудовых и финансовых ресурсов.

Вместе с тем траектория ВВП России и Беларуси в 2023–2024 гг., вероятно, останется L-образной: за существенным снижением последует медленное, постепенное восстановление. Быстро перенастроить цепочки поставок затруднительно, инфраструктурные ограничения сохраняются, бюджетные стимулы могут ослабнуть, а ограничения на технологический импорт могут иметь длительные негативные последствия. При этом если в Беларуси мы ожидаем начала восстановления ВВП уже в 2023 г. с ростом на 0,3%, то в России – в 2024 г. В силу новых шоков, в первую очередь эмбарго ЕС на покупку российских нефти и нефтепродуктов, ВВП России в 2023 г. может сократиться на 2%.

В Центральноазиатском регионе и Армении мы прогнозируем сохранение достаточно высоких темпов экономического роста в будущем году. Базовый прогноз для Казахстана – увеличение ВВП на 4,2% в 2023 г. Меры правительства по поддержке экономики, а также расширение производственных мощностей в нефтедобыче перевесят влияние негативных внешних факторов. В Армении рост экономики в 2023 г. примет более умеренный характер – 4,2%, поскольку импульс от релокации в страну трудовых ресурсов и бизнеса будет ослабевать. ВВП Кыргызстана и Таджикистана в 2023 г. может повыситься на 3,7% и 6,5% соответственно.

Наш базовый прогноз является лишь одним из возможных вариантов развития экономики региона. На фоне высокой неопределенности ситуация может развиваться как по более позитивному, так и по более негативному сценарию. Вероятность затяжной и глубокой рецессии в крупнейших мировых экономиках нельзя сбрасывать со счетов. Если такой неблагоприятный сценарий станет реальностью, экономическая активность в странах – участницах Банка в будущем году окажется слабее, чем прогнозируется в базовом сценарии.

Вернуться к списку