Макроэкономический обзор ЕАБР. Март 2023
-
Текст обзора
PDF, 2.71 МБ
От Главного экономиста ЕАБР Евгения Винокурова:
Мировая экономика и ее влияние на регион операций ЕАБР
Февраль текущего года ознаменовался признаками уменьшения рисков рецессии в мировой экономике. Глобальная деловая активность в феврале увеличилась в сравнении с предыдущим месяцем: совокупный PMI поднялся до 52,1 пункта, превысив пограничную отметку в 50 пунктов впервые с июля прошлого года. Заметный подъем в феврале наблюдался в Китае и Индии, умеренный – в еврозоне, стабилизация активности – в США. Улучшению экономической динамики способствовало открытие Китая, ослабление давления со стороны цепочек поставок и вероятное прохождение пика роста цен.
Отказ от политики нулевой терпимости к COVID-19 в Китае стал важнейшим фактором поддержки деловой активности в мире. Совокупный PMI Китая достиг 54,2 пункта в феврале. Смягчение санитарных мер способствовало сильному восстановлению в сфере услуг и в обрабатывающей промышленности. Усиление экономического роста в Китае станет серьезным фактором поддержки деловой активности в мире и в странах региона операций ЕАБР.
Один месяц роста деловой активности в мире после полугодового сокращения пока не позволяет сделать вывод об устойчивой стабилизации глобальной экономики и об изменении тренда. Так, новые экспортные заказы в феврале все еще сокращались, а издержки росли, хоть и почти минимальными за последние два года темпами. Риски рецессии значительно уменьшились, но остаются существенными, и их все еще нельзя списывать со счетов.
Высокая инфляция остается наиболее значимым препятствием для устойчивого укрепления деловой активности в мире. Рост цен в США и еврозоне замедляется, однако все еще сохраняется повышенным. Так, в США потребительская инфляция составила 6,4% г/г в январе после 6,5% г/г в декабре, а в еврозоне – 8,5% г/г в феврале после 8,6% г/г в январе. Рынки труда в развитых странах остаются перегретыми, и вполне возможно, что мы увидим еще несколько эпизодов повышения ключевых процентных ставок в США и еврозоне. Мы по-прежнему считаем, что слабый рост и риски рецессии, несмотря на их уменьшение в последние месяцы, заставят крупнейшие центробанки уже в первой половине 2023 г. завершить циклы ужесточения денежно-кредитной политики.
Однако даже если циклы ужесточения будут прекращены, процентные ставки сохранятся на повышенном уровне (например, в США – вблизи 5%). Это продолжит сдерживать спрос в экономиках, что, к примеру, сильно влияет на рынок недвижимости в США, где спрос сокращается уже шесть месяцев. В лучшем случае ужесточение финансовых условий приведет к значительному замедлению роста ВВП развитых стран, что для экономик региона ЕАБР означает сокращение спроса на экспортируемые товары.
Влияние глобальных тенденций на состояние экономик региона операций ЕАБР носит неоднородный характер. Крупная экономика региона – экономика Казахстана – демонстрирует сильные показатели роста. ВВП республики увеличился на 5,6% г/г в январе 2023 г. В ближайшие месяцы рост экономики может несколько замедлиться, однако останется высоким. В Армении и Кыргызской Республике продолжают проявляться эффекты миграционного притока. Экономическая активность в Армении в январе расширилась на 10,5% г/г, а ВВП Кыргызской Республики вырос на 4,8% г/г. Положительные эффекты миграции, скорее всего, будут сокращаться в течение года, и рост экономик в отмеченных странах замедлится.
Российская и белорусская экономики подвержены колебаниям мировой деловой активности в меньшей степени из-за введенных ограничений. Российский ВВП показал небольшой рост в январе к предыдущему месяцу с устранением сезонности, а по отношению к январю 2022 г. падение замедлилось до 3,2%. Российскую экономику подпитывают масштабные бюджетные расходы, способствующие росту строительства, выпуска в ряде отраслей промышленности, а также восстановлению потребительских расходов. В Беларуси ВВП сокращается примерно на 5% г/г в течение нескольких последних месяцев. Уже в феврале можно ожидать замедления темпов падения экономики и выхода во II квартале на положительные темпы экономического роста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Более заметным в сравнении с экономической активностью является воздействие глобальных рынков на динамику инфляции в странах – участницах ЕАБР. В большинстве государств рост потребительских цен в начале текущего года замедлялся, отражая ослабление ценового давления со стороны глобальных цепей поставок и товарно-сырьевых рынков. В Казахстане темпы роста потребительских цен приблизились к пику, и мы ожидаем их разворота в марте – апреле. В Кыргызской Республике ускорение инфляции преимущественно связано с повышением тарифов, что является временным фактором.
Тем не менее проинфляционные риски все еще обоснованно остаются в повестке денежно-кредитных регуляторов стран региона. В связи с этим центральные/национальные банки Армении, Казахстана, Кыргызской Республики и России сохранили уровни ключевых ставок. Мы ожидаем, что Национальный банк Казахстана может перейти к циклу снижения базовой ставки по мере того, как будут появляться признаки устойчивого ослабления ценового давления. В России мы ожидаем сохранения ключевой ставки на уровне 7,5% в марте и оцениваем ее повышение в течение года как весьма вероятное при актуализации инфляционных рисков. Снизили процентные ставки в феврале Национальные банки Беларуси и Таджикистана – соответственно с 11,5% до 11,0% и с 13% до 11,0%. Дальнейшее смягчение денежно-кредитных условий в этих странах видится возможным, когда Национальные банки сочтут, что замедление инфляционных процессов приняло устойчивый характер.