Макроэкономический обзор ЕАБР. Октябрь 2023

18 октября 2023
ЕАБР представил очередной выпуск Макроэкономического обзора. В Макрообзоре отмечено, что в экономиках региона операций ЕАБР сохраняется уверенный рост. Совокупный ВВП государств – участников ЕАБР увеличился на 2,8% г/г в январе – августе 2023 года. Рост показателя ускорился на 0,8 п. п. в сравнении с результатом первой половины текущего года

От Главного экономиста ЕАБР Евгения Винокурова:

Мировая экономика и ее влияние на регион операций ЕАБР

Мировая экономика подстраивается к условиям высоких процентных ставок. ФРС США сохранила диапазон ключевой ставки в размере 5,25–5,50% в сентябре. Уровень процентной ставки в США остался максимальным за последние 22 года, а регулятор сигнализировал о высокой вероятности еще одного повышения в начале ноября. В еврозоне ставка по депозитам овернайт была повышена в сентябре на 0,25 б.п. – до уровня 4,0%. При этом заявления ЕЦБ ориентируют рынок на продолжительный период высоких процентных ставок. Ряд европейских стран вне зоны евро (Норвегия, Исландия, Швеция) также продолжили политику повышения процентных ставок, а большинство центральных банков развитых стран не намерены в ближайшее время снижать ставки. Инфляционное давление сохраняется, что вынуждает центральные банки сохранять жесткую денежно-кредитную политику. Так, в США индекс потребительских расходов в августе повысился на 0,1 п.п. до уровня 3,5% г/г. В еврозоне индекс потребительских цен опустился до 4,3% г/г в сентябре с 5,2% г/г месяцем ранее, но это все еще гораздо выше целевого ориентира в 2%.

Высокие процентные ставки начинают сдерживать деловую активность, а негативные эффекты могут достичь максимума в 2024 г. ВВП США сохраняет сравнительно сильную динамику: в III квартале ожидается рост примерно на 3,0% кв/кв (после 2,1% кв/кв во II квартале). Рост ВВП в США в текущем году поддерживается как потребительскими расходами на фоне трат сбережений, накопленных в период пандемии, так и релокацией многих производств в США. Однако действие этих факторов затухает. Избыточные депозиты, накопленные благодаря спаду потребления во время пандемии, могут быть израсходованы уже в III квартале текущего года, рост заработной платы замедляется, сформировался тренд на сокращение вакансий. Краткосрочные индикаторы фиксируют охлаждение американской экономики. Так, PMI в обрабатывающей промышленности в сентябре составил 48,9 п., сигнализируя об ослаблении деловой активности в промышленном секторе. Совокупный PMI в промышленности и сфере услуг США в сентябре опустился до 50,1 п. Компании отмечают снижение спроса клиентов на фоне высоких процентных ставок и инфляционного давления, что сдерживает объем производства. Индекс потребительских ожиданий в США снизился с 83,3 п. в августе до 73,7 п. в сентябре. Значения ниже 80 п. указывают на высокую вероятность наступления рецессии в течение 12 месяцев. В результате мы можем говорить о том, что период значительного замедления роста экономики смещается с 2023 г. благодаря поддержке временных факторов. Однако рецессия, пусть мягкая и непродолжительная, в первой половине 2024 г. все же вероятна.

В еврозоне негативные последствия поднятия процентных ставок уже ощутимы. Совокупный PMI остается в области спада деловой активности с начала лета, а в промышленности – уже на протяжении 15 месяцев. Сокращается потребительский спрос как в силу стабильно высокой инфляции, так и из-за роста процентных ставок. Последнее привело к заметному увеличению склонности к сбережениям. В ключевой экономике еврозоны – Германии – склонность к сбережениям достигла 8,8%, и это максимальное значение за последние 10 лет. В то же время готовность потреблять остается на крайне низком уровне на протяжении последних 12 месяцев. Вероятность того, что рецессия в еврозоне наступит в IV квартале 2023 г. – I квартале 2024 г., мы оцениваем как достаточно высокую.

Вероятная рецессия в США и еврозоне ударит и по китайской экономике. В сентябре индекс деловой активности (PMI) в Китае вернулся в положительную зону после пяти месяцев сокращения. Частично это стало следствием усилий властей по смягчению экономической политики – снижения процентной ставки, сокращения резервных требований и мер по стимулированию внутреннего потребительского спроса. Однако восстановление не имеет устойчивого характера на фоне структурных проблем в строительном секторе, а спад в США и еврозоне – крупнейших торговых партнерах Китая – может стать дополнительным фактором замедления китайской экономики в 2024 г.

Все происходящее в мировой экономике, как мы это видим, создает «потолок» дальнейшего роста цен на нефть. Исходим из того, что выше 100 долларов за баррель нефть может пойти только в случае дополнительных шоков. Это же соображение относится к динамике цен на промышленные металлы – медь, алюминий и прочие: им, вероятно, придется пройти через период охлаждения. Эти факторы целесообразно учитывать в нашем регионе при планировании и прогнозировании 2024 г.

Вернуться к списку