Мониторинг взаимных инвестиций ЕАБР – 2022
-
Доклад
PDF, 2.45 МБ -
Резюме
PDF, 947.37 КБ -
Ключевые выводы
PDF, 556.49 КБ -
Презентация
PDF, 2.32 МБ
Деньги замещаются другими деньгами (Коммерсантъ)
Евразийский банк развития продолжает серию публикаций в рамках флагманского аналитического проекта, посвященного мониторингу взаимных прямых иностранных инвестиций (МВИ) в странах СНГ и в Грузии. База данных инвестиций формируется по принципу «снизу вверх» на основе разносторонних сведений из открытых источников, включая отчетность компаний и другую первичную информацию. Методология сбора данных позволяет учитывать инвестиции через офшоры, что отличает МВИ ЕАБР от статистики национальных ведомств и международных организаций. Новый элемент проекта в 2022 г. — взаимные инвестиции стран СНГ с Китаем, Ираном и арабскими государствами, перспективными для развития инвестиционных взаимосвязей и торгово-экономического сотрудничества.
Динамика накопленных взаимных ПИИ стран СНГ и ЕАЭС, млрд долл.
Примечание: объем взаимных ПИИ, экспортированных из других стран, составляет незначительную величину и учитывается в совокупном объеме.
Источник: база данных МВИ ЕАБР.
Аналитики ЕАБР констатируют, что первый период роста взаимных ПИИ в СНГ пришелся на 2008–2012 гг., когда накопленный объем этих капиталовложений увеличился с 35,8 до 54,8 млрд долл. Второй значительный период роста взаимных ПИИ был в 2016–2020 гг. — с 36,4 млрд до 44,9 млрд долл. К концу 2021 г. уровень накопленных инвестиций снизился до 44,3 млрд долл., к середине 2022 г. составил 44,6 млрд долл. Взаимные ПИИ стран ЕАЭС к середине 2022 г. оценены в 24,5 млрд долл.
Данные за первое полугодие 2022 г. носят предварительный характер. Аналитики ЕАБР отмечают «сжатие» базы действующих проектов, главным образом из-за ухода российских инвесторов из ряда стран региона.
Россия — главный трансграничный инвестор в СНГ. На долю российских ПИИ в середине 2022 г. пришлось 79,2% взаимных инвестиций СНГ. На втором и третьем местах — Казахстан и Азербайджан. Их удельный вес — 9,5% и 8,4% соответственно.
Азербайджан — активный инвестор в регионе. Объем экспортированных ПИИ по отношению к ВВП составил 6,7% ВВП (для сравнения: показатель в России — 2% ВВП). Это свидетельствует о возросшем инвестиционном потенциале азербайджанских компаний и их экспансии на рынки других стран СНГ.
Взаимные ПИИ по состоянию на середину 2022 г., млрд долл.
Источник: база данных МВИ ЕАБР.
В структуре привлеченных взаимных ПИИ в СНГ лидирует Казахстан. По итогам первого полугодия 2022 г. доля Казахстана в импорте взаимных ПИИ составила 24,3%. За ним следуют Узбекистан (20,1%) и Беларусь (12,6%). Изменения в структуре по сравнению с 2016 г. существенны. Доля Украины сократилась втрое (с 12,0% до 4,0%). Наибольшее движение вверх продемонстрировал Узбекистан (с 11,7% до 20,1%) на фоне улучшений инвестиционного климата в стране.
Помимо Казахстана, на долю которого пришлось 53% в структуре российских ПИИ в ЕАЭС и 30% в структуре российских ПИИ в СНГ на середину 2022 г., российские инвесторы активно наращивают капиталовложения в Узбекистане и Азербайджане. За последние 6 лет российские ПИИ в Узбекистане увеличились в 2,1 раза, в Азербайджане — в 1,7 раза.
Пять наиболее крупных направлений ПИИ в СНГ связаны с капиталовложениями России в Казахстане, Узбекистане, Беларуси, Азербайджане и Армении. Значимыми инвестиционными направлениями также являются казахстанские ПИИ в России и азербайджанские ПИИ в Грузии и на Украине.
Инвестиционный лидер в регионе – компания «ЛУКОЙЛ», удвоившая свое присутствие в азербайджанском нефтегазовом проекте Шах-Дениз. На российские компании «ЛУКОЙЛ» и «Газпром» (вместе с компанией «Газпром нефть») приходится свыше 40% всего объема накопленных взаимных ПИИ в СНГ.
Отраслевая структура взаимных инвестиций в ЕАЭС и СНГ различается. На добычу нефти и природного газа приходится 24% накопленных ПИИ в СНГ. В ЕАЭС эта отрасль занимает лишь четвертое место, тогда как на первом — добыча металлических руд (19,5% в структуре взаимных ПИИ ЕАЭС). Существенная доля во взаимных ПИИ стран ЕАЭС у финансового сектора (12,4%). В первом полугодии 2022 г. по объемам накопленных ПИИ в банковском секторе лидировал Сбербанк, за ним следовали ВТБ, «Газпромбанк» и «Альфа-Банк».
Взаимные инвестиции стран СНГ с Китаем, Ираном и наиболее развитыми государствами арабского мира имеют потенциал роста. Экспансия китайского капитала в постсоветские страны значительна. Иранский бизнес, вероятно, увеличит свое присутствие в странах Евразии, особенно в Каспийском регионе. Арабский мир становится все более привлекательным для инвесторов из стран СНГ.
Объемы взаимных ПИИ между СНГ и зарубежными странами на середину 2022 г., млрд долл.
Источник: база данных МВИ ЕАБР.
Накопленные китайские ПИИ в 12 постсоветских странах превысили 67,5 млрд долл. к середине 2022 г., в том числе 12,5 млрд долл. составили инвестиции в Россию. Инвесторы из КНР стали активнее в России. Накопленные китайские ПИИ в России выросли на 27,4% с 2016 по 2022 г., тогда как в целом по ЕАЭС — на 8,1%.
Совокупный объем иранских ПИИ в СНГ достиг 1,8 млрд долл., их ключевой получатель — Азербайджан. Иранские капиталовложения есть в Армении, Беларуси, Казахстане, России, а за пределами ЕАЭС — в Таджикистане. Инвестиции стран СНГ в Иране пока невелики. Арабские страны выступают больше как получатели ПИИ из стран СНГ, главным образом российских капиталовложений, чем как экспортеры капитала в страны региона.
Главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров отмечает 3 ключевых тренда во взаимных инвестициях стран ЕАЭС: «Во-первых, долгосрочным трендом является увеличение ПИИ в проекты, реализуемые с нуля, так называемые greenfield-проекты. Их объем вырос в 1,6 раза за последние 6 лет и достиг 32%. Во-вторых, объем ПИИ инвесторов со 100%-м частным капиталом увеличился почти в 1,3 раза за последние 6 лет. На такие проекты пришлось 56% в структуре взаимных инвестиций стран ЕАЭС на середину 2022 г. Считаем, что доля частных компаний во взаимных ПИИ может еще вырасти на фоне сокращения трансграничной инвестиционной активности государственных компаний. В-третьих, обладают большим потенциалом трансграничные зеленые инвестиции, но их объем в абсолютных показателях все еще мал».