Нефтегазохимическая промышленность Евразии: перспективы углубления переработки

16 апреля 2024
В новом аналитическом докладе «Нефтегазохимическая промышленность Евразии: перспективы углубления переработки» на основе балансового подхода оценивается производственно – ресурсный и экспортный потенциал нефтегазохимического комплекса стран Евразийского региона (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) в перспективе до 2035 года.

Нефтегазохимия является значимой отраслью глобальной экономики и обладает высоким мультипликативным эффектом. Отрасль характеризуется быстрым наращиванием добавленной стоимости в технологической цепочке. Продвижение производства вверх по переделам позволяет кратно нарастить создаваемую добавленную стоимость внутри страны. Разница в ценах между базовым сырьем и конечной полимерной продукцией может превышать 20 раз.

Стоимость 1 тонны товара по переделам от сырья к готовой продукции


Источник: Иванов, 2016.

Сегодня отрасль переживает глобальные структурные изменения. Происходит новый энергетический переход, который в целом тесно взаимоувязан с повышением глубины переработки нефтегазохимической продукции. Происходит смещение спроса в развивающиеся страны, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанский регион и Индию. Близкое географическое расположение к крупнейшим перспективным азиатским рынкам сбыта для Евразийского региона открывает широкие возможности.

Несмотря на то, что нефтегазохимическая промышленность в Евразийском регионе развивается высокими темпами, на сегодня регион занимает всего 2,1% мировой нефтегазохимии и позиционируется преимущественно как поставщик сырьевой продукции (преимущественно нефти и газа). Однако, в регионе имеются все предпосылки для его трансформации в мировой центр полимерного производства.

  • Регион обладает мощным сырьевым потенциалом. Совокупные доказанные запасы нефти (по состоянию на 2022 г.) составляют 115 млрд баррелей (более 7% мировых запасов), газа – 62,8 трлн м3 (порядка 30% мировых запасов).
  • Как и в промышленно развитых странах, в регионе сложились серьезные традиции в развитии нефтегазохимии, включая как собственно сферу производства, так и научно-технологический базис отрасли, а также имеется успешный исторический опыт в проведении крупномасштабных программ химизации.
  • Страны региона уже проводят активную государственную политику, ориентированную на развитие нефтегазохимических проектов. На стадии реализации – свыше 20 крупных нефтегазохимических проектов на общую сумму более 200 млрд долл.
  • Регион находится в географической близости к перспективным азиатским рынкам. К 2035 г. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и Индия обеспечат более 40% мирового рынка нефтегазохимии, внося наибольший вклад в развитие глобального рынка. Огромный потенциал роста потребления здесь обусловлен нынешним относительно невысоким потреблением полимеров на душу населения в сравнении с развитыми экономиками. Евразийский регион вкладывает значительные усилия в обеспечение логистической связанности с этими рынками.

Поэтому усиление нефтегазохимии выступает естественным стратегическим приоритетом экономической политики государств Евразийского региона.

В перспективе до 2035 года раскрытие потенциала нефтегазохимии несет значительные экономические преимущества для всего региона. Отрасль может обеспечить:

  • до 5,8% ежегодного прироста выпуска базовых полимеров и синтетических каучуков. В общей сложности производство полимерной продукции в натуральном выражении может увеличиться в 2 раза, до более 20 млн тонн;
  • до 0,44 п.п. ежегодного прироста ВВП Евразийского региона (отношение среднего годового полного эффекта от инвестиций и прироста производства на ВВП к объему ВВП в 2022 году). При этом данный показатель для Российской Федерации составляет 0,32 п. п., а для Республики Казахстан — 1,38 п. п. Суммарно к 2035 году ВВП региона может получить дополнительные 153,5 млрд долларов;
  • увеличение экспорта нефтегазохимической продукции в 3,2 раза, до 10,4 млн тонн в год.

Прогноз производства нефтегазохимической продукции в Евразийском регионе, тыс. тонн


Источник: расчеты авторов.

Прогноз экспорта нефтегазохимической продукции из Евразийского региона, тыс. тонн


Источник: расчеты авторов.

С целью раскрытия нефтегазохимического потенциала региона в исследовании предложен набор 5 приоритетных блоков мер, которые включают следующие направления:

  1. Создание и ускоренное развитие современных нефтегазохимических кластеров в естественных центрах притяжения Евразийского региона вблизи крупных источников углеводородного сырья (нефти и газа).
  2. Стимулирование в Евразийском регионе развития инновационной и малотоннажной нефтегазохимии как драйвера развития всей нефтегазохимической промышленности.
  3. С учетом экологических аспектов при развитии нефтегазохимии в Евразийском регионе целесообразно принимать во внимание глобальный тренд на формирование циркулярной модели производства и рационального потребления.
  4. Обеспечение транспортно-логистических решений для поставок полимерной продукции на перспективные рынки сбыта – в страны Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона, в те регионы, которые уже становятся основными драйверами потребления нефтегазохимической продукции в мире.
  5. Использование международного статуса многосторонних банков развития (МБР) для привлечения инвестиций в отрасль. Реализация всех перечисленных мероприятий потребует долгосрочных инвестиций на основе консорциума предприятий нефтегазовой и нефтегазохимической промышленности, государств и финансовых институтов различного уровня. МБР имеют возможность привлечь под свой зонтик инвестиции международных партнеров, имеют доступ к международным финансовым рынкам, могут содействовать развитию нефтегазохимии посредством использования широкой гаммы финансовых инструментов (включая документарное сопровождение, funded participation, льготное экспортное финансирование и др.).

С учетом высокого уровня технологичности отрасли и значительных мультипликативных эффектов развитие нефтегазохимии может содействовать выходу Евразийского региона из «колеи» инерционного развития («path dependence»).

Вернуться к списку