ЕАБР определил семь ключевых направлений для сотрудничества многосторонних банков развития

22 января 2026

Алматы. ЕАБР предложил «дорожную карту» партнерства для многосторонних банков развития. Новое исследование Банка «Сотрудничество многосторонних банков развития в развивающихся странах: новые возможности» содержит семь конкретных направлений для сотрудничества МБР – от финансовых ресурсов до региональной экспертизы. По мнению аналитиков ЕАБР, такой подход позволит объединить сильные стороны МБР, чтобы преодолеть инфраструктурные вызовы и устранить инвестиционные пробелы в развивающихся странах. Формирование прочных «горизонтальных связей» между развивающимися странами, в том числе посредством сотрудничества созданных ими МБР, будет играть решающую роль в формировании более устойчивой и взаимосвязанной мировой финансовой архитектуры.

Сегодня страны сталкиваются с растущим дефицитом финансирования и стремительно увеличивающимися инфраструктурными потребностями. Для достижения ЦУР к 2030 г. развивающимся странам потребуется, по оценкам, 4 трлн долл. ежегодно – почти вдвое больше, чем объем дефицита финансирования, оцененный в 2015 г. Существуют также оценки, что на развитие инфраструктуры требуется 1,8 трлн долл., из которых 1,3 трлн долл. необходимо для дорожного транспорта, что подчеркивает важность скоординированных инвестиционных усилий.

Развивающиеся страны вступают в новую фазу экономического сотрудничества. Если ранее они в основном опирались на связи с развитыми странами в торговле, инвестициях и финансах, то сегодня все более отчетливо осознается необходимость формирования прочных «горизонтальных связей» между самими развивающимися странами. Этот сдвиг становится важной вехой глобального развития, позволяя государствам эффективнее объединять финансовые ресурсы, знания и экспертизу для решения общих задач и ускорения устойчивого экономического роста.

Многосторонние банки развития играют ключевую роль в обеспечении такой координации. Особенно заметно за последнее десятилетие выросла роль МБР, созданных развивающимися странами – так называемых банков, управляемых странами-заемщиками. В период с 2012 по 2024 гг. их балансовый портфель кредитования увеличился в три раза и достиг примерно 150 млрд долл. Эти институты обладают рядом уникальных преимуществ: глубоким знанием региональной специфики, тесными связями с правительствами стран-участниц, высокой операционной гибкостью и способностью оперативно реагировать на локальные вызовы.

В то же время, несмотря на свои сильные стороны, банки, управляемые странами-заемщиками, как правило, располагают более ограниченной капитальной базой и имеют более низкие кредитные рейтинги, что сдерживает их возможности по привлечению доступного долгосрочного финансирования. Усиление сотрудничества – как горизонтального между такими МБР, так и вертикального между небольшими региональными и крупными глобальными банками развития – способно обеспечить значительный дополнительный эффект для развития. 

Председатель правления ЕАБР Николай Подгузов отметил: «Глобальные банки развития формируют стратегическое видение, тогда как субрегиональные банки обеспечивают глубокое понимание региональной специфики. Центральная Азия наглядно показывает, насколько мощным может быть такое сочетание. Регион сталкивается с ежегодным дефицитом инвестиций в размере более 50 млрд долл. При этом совокупный годовой объем финансирования со стороны МБР составил в среднем 10 млрд долл. за последние 5 лет. Мы должны способствовать устранению этого разрыва путем увеличения капитала и укрепления сотрудничества между МБР». 

В новом исследовании ЕАБР определены семь ключевых направлений, в которых взаимодействие МБР способно значительно снизить издержки, повысить эффективность проектов и ускорить достижение целей развития в развивающихся странах:

1.    Мобилизация капитала. Совместное участие позволяет МБР запускать крупномасштабные инфраструктурные проекты, которые в одиночку были бы недостижимы из-за ограничений по капиталу и уровню риска. Такие инструменты, как соглашения об обмене рисками (Exposure Exchange Agreements), позволяют перераспределять риски между институтами. Эта инновационная практика была впервые применена в 2015 г. и охватила проекты на 6,5 млрд долл. с участием Африканского банка развития, Межамериканского банка развития и Международного банка реконструкции и развития.

2.    Рынки капитала. Участие в капитале друг друга, инвестиции в облигации партнерских МБР, а также совместная работа над климатическими и устойчивыми финансовыми инструментами МБР может способствовать развитию региональных рынков капитала и улучшению условий заимствований для институтов с более низкими кредитными рейтингами.

3.    Финансирование в национальных валютах стран-заемщиков. Кредитование в национальных валютах снижает валютные риски, которые могут подрывать финансовую устойчивость заемщиков. Крупные МБР могут предоставлять финансирование в твердой валюте небольшим банкам развития, которые затем направляют средства на кредитование в национальной валюте, хеджируя валютные риски.

4.    Экспертиза проектов. Сотрудничество между МБР повышает качество подготовки проектов, улучшает их долгосрочное структурирование, управление рисками и обеспечивает реализацию механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Межрегиональное взаимодействие также способствует передаче знаний и внедрению лучших международных практик.

5.    Объединение знаний. МБР располагают значительным аналитическим потенциалом по широкому кругу региональных и тематических направлений. Совместные исследовательские программы, единые платформы данных и учебные центры повышают качество принимаемых решений и способствуют формированию более эффективных стратегических решений.

6.    Техническое содействие. Объединение ресурсов МБР для оказания технической помощи повышает качество проектной проработки и поддерживает инициативы на ранних стадиях, создавая основу для расширения проектного портфеля и будущих совместных инвестиций.

7.    Трансграничные проекты развития. МБР могут действовать как катализаторы региональной кооперации стран, координируя трансграничные инвестиции, содействуя подготовке технико-экономических обоснований, снижая политические риски и привлекая частный сектор. 

Главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров, добавил: «Углубление сотрудничества по этим семи направлениям позволит развивающимся странам получить дополнительные выгоды, включая увеличение объемов финансирования и более тесное сопряжение проектов с национальными приоритетами развития. Группа двадцати (G20) ставит задачу существенно нарастить кредитный потенциал многосторонних банков развития. В этих условиях сотрудничество между МБР становится необходимостью». 

Аналитики ЕАБР проанализировали несколько конкретных секторов, в которых сотрудничество МБР может быть наиболее продуктивным для развивающихся стран.

  • «Вода – энергия – продовольствие» (Water–Energy–Food Nexus). МБР могут содействовать формированию региональных консорциумов или специализированных центров по подготовке проектов для координации масштабных инициатив. Предоставляя долгосрочное синдицированное финансирование, консультационные услуги и комплексную финансовую поддержку, банки развития способны повысить устойчивость проектов и эффективность использования ресурсов. В числе возможных институциональных решений – консорциумы по реализации проектов на основе моделей «строительство – эксплуатация – передача» (BOT) и «строительство – владение – эксплуатация – передача» (BOOT), а также специализированные центры развития.
  • Устойчивая транспортная связь. Скоординированные действия МБР могут стимулировать формирование экономически жизнеспособных транспортных коридоров, развитие устойчивых и низкоуглеродных систем мобильности, а также внедрение цифровых инфраструктурных решений. Ключевые механизмы включают софинансирование, интегрированное планирование и содействие упрощению трансграничных процедур от пограничного администрирования и страховых механизмов до цифровизации логистики.
  • Устойчивое и климатическое финансирование. Совместная организация зеленых синдицированных кредитов, выпуск социальных, зеленых и устойчивых облигаций (GSS+ bonds) и поддержка национальных и региональных климатических инициатив позволяют МБР привлекать значительные объемы финансирования, одновременно гармонизируя стандарты устойчивого развития и ESG-подходы. Ярким примером успешного многостороннего взаимодействия в этой сфере является Механизм финансирования зеленой экономики (Green Economy Financing Facility, GEFF) Европейского банка реконструкции и развития.
  • Трансграничная инфраструктура. Скоординированное участие МБР имеет решающее значение для планирования, финансирования и реализации крупных инфраструктурных проектов, охватывающих несколько юрисдикций. МБР обладают уникальными возможностями для снижения политических рисков, согласования национальных стратегий и обеспечения финансовой устойчивости таких проектов – особенно при их реализации на основе механизмов ГЧП. 

Полный текст доклада ЕАБР доступен на сайте Банка

Справка:

Евразийский банк развития (ЕАБР) многосторонний банк развития, осуществляющий инвестиционную деятельность на евразийском пространстве. Уже более 19 лет ЕАБР содействует укреплению и расширению экономических связей и всестороннему развитию стран-участниц. К июлю 2025 года в накопленном портфеле ЕАБР 319 проектов с общим объемом инвестиций на сумму 19,1 млрд долл. США. Основную долю в портфеле ЕАБР занимают проекты с интеграционным эффектом в сферах транспортной инфраструктуры, цифровых систем, зеленой энергетики, сельского хозяйства, промышленности и машиностроения. В своей деятельности Банк руководствуется Целями в области устойчивого развития ООН и принципами ESG. ЕАБР в рамках Стратегии 2022–2026 реализует 3 мегапроекта: «Водно-энергетический комплекс Центральной Азии», «Евразийский транспортный каркас», «Евразийская товаропроводящая сеть». 

Контакты пресс-центра ЕАБР:

+7 (727) 244 40 44, доб. 4774 и 2160

pressa@eabr.org

https://eabr.org

Вернуться к списку