Прогноз роста общего ВВП государств — участников ЕАБР на 2021 год повышен на 0,7 п. п., до 4%
Евразийский банк развития (ЕАБР) опубликовал актуализированный макроэкономический прогноз для региона операций Банка на 2021 год и среднесрочную перспективу. Аналитики ЕАБР в марте прогнозировали сильный восстановительный рост в государствах — участниках Банка, однако реальность первого полугодия превосходит ожидания. В результате крупнейшие экономики региона — Россия и Казахстан — уже по итогам II квартала 2021 года, по оценкам ЕАБР, вышли на допандемийный уровень. Быстрое восстановление мировой экономики, подогреваемое кредитными и бюджетными вливаниями в развитых странах, ведет к глобальному ускорению инфляции. Не остались в стороне от этой тенденции и экономики стран — участниц ЕАБР, где средняя по региону инфляция поднялась с 5,6% г/г в декабре 2020 года до 6,6% г/г в мае 2021 года. Многие инфляционные факторы со временем нейтрализуются. Аналитики ЕАБР прогнозируют замедление инфляции в государствах — участниках Банка в среднем до 5,6% к концу 2021 года и возврата к целевым уровням в течение 2022 года.
Москва, 7 июля 2021 года. Евразийский банк развития актуализировал макроэкономический прогноз на 2021 год и среднесрочную перспективу. Регион операций ЕАБР в первой половине текущего года не остался в стороне от мировых тенденций — деловая активность стремительно восстанавливалась. Россия и Казахстан уже во II квартале, по нашим оценкам, достигли допандемийных объемов ВВП. Это стало возможным во многом благодаря мерам государственной поддержки и заметному смягчению бюджетной и денежно-кредитной политики в прошлом году. Существенную поддержку экспорту государств — участников Банка в первом полугодии оказало усиление экономической активности в мире и взлет цен на ключевые экспортные товары. Немаловажным фактором усиления деловой активности в регионе стало смягчение ограничительных мер в результате улучшения эпидемиологической обстановки.
Заболеваемость коронавирусом в мире постепенно снижается, а ограничительные меры смягчаются. Вместе с тем в России и Кыргызской Республике в июне отмечается увеличение регистрируемых случаев COVID-19. Снижению темпов инфицирования далее в течение года может способствовать кампания иммунизации, которая началась в государствах — участниках Банка. Однако ее темпы в регионе пока остаются умеренными. В результате неопределенность развития эпидемиологической обстановки в государствах — участниках Банка достаточно высока.
В обзоре отмечается, что наиболее крупные экономики мира в текущем году покажут рекордные темпы роста за десятилетие, но он будет носить восстановительный характер. ВВП Китая может увеличиться на 8,5%, еврозоны — на 4,3%, а США — на 6,5%. Уже в III квартале 2021 года американская экономика может оказаться перегретой из-за массированных бюджетных и денежных вливаний. При этом в базовый сценарий ЕАБР заложена предпосылка о сохранении мягкой риторики ФРС в этом году и начале осторожного повышения ставки с конца 2022 — начала 2023 года. Цены на нефть в 2021–2023 годах прогнозируются в рамках комфортного для региона операций Банка диапазона 60–65 долл. США за баррель.
В условиях сильной поддержки со стороны мировой экономики прогноз роста агрегированного ВВП государств — участников ЕАБР на 2021 год повышен на 0,7 п. п., до 4%. Пересмотр объясняется главным образом улучшением оценки роста ВВП России на этот год — с 3,3 до 4,1%. Восстановление российской экономики идет быстрее ожиданий, цены на нефть складываются выше предыдущего прогноза, бόльший объем бюджетных доходов окажет дополнительную поддержку деловой активности со стороны расходов.
Повышены и прогнозы ЕАБР по росту ВВП Армении и Беларуси — до 4,2 и 1,3% в 2021 году соответственно. Более активное восстановление экономики России — ключевого торгового партнера Армении и Беларуси — придало сильный импульс экспорту этих стран в первой половине года. В то же время в Беларуси ожидается замедление экономики во втором полугодии вследствие введения ограничительных мер США, ЕС и Великобритании.
ЕАБР сохраняет прогноз по росту экономики Казахстана на 4% в 2021 году. Поддерживать экономическую активность в Казахстане продолжит высокий уровень цен на нефть. Вместе с тем более затяжное действие ограничительных мер в значительной мере компенсирует положительное влияние внешней конъюнктуры.
Прогнозы ЕАБР по росту экономик Кыргызстана и Таджикистана на 2021 год — 3,9 и 6,1% соответственно. Более быстрое, чем мы прогнозировали ранее, восстановление российской экономики может не оказать значительного эффекта на рост их ВВП в текущем году в условиях сохранения ограничений на трансграничную трудовую миграцию.
Аналитики ЕАБР отмечают, что траектория инфляции в странах — членах Банка в целом соответствует предыдущему прогнозу. Рост цен в регионе сейчас во многом импортируемый — сказывается удорожание сырья и последствия ослабления национальных валют в прошлом году. В условиях сохраняющихся в мире ограничений и быстрого усиления спроса удлиняются сроки поставок, отмечается ограниченность в выборе поставщиков и комплектующих. Давление на цены со стороны спроса в большинстве государств региона приобретает все более устойчивый характер.
«Быстрое восстановление мировой экономики, подогреваемое кредитными и бюджетными вливаниями в развитых странах, ведет к масштабному росту цен на активы, — подчеркнул главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений Винокуров. — Сюда добавляются временные факторы — разрывы производственных цепочек в условиях пандемии, ограниченность в выборе поставщиков и комплектующих, снижение предложения ряда сельскохозяйственных культур. В результате мы наблюдаем глобальный всплеск инфляции. Почти забытое в 2010-х повышение уровня инфляции не просто вернулось в повестку центральных банков по всему миру, но и стало сложнейшим вызовом для денежно-кредитной политики. Считаю, что ключевым в оценке рисков высокой инфляции является вопрос о соотношении фундаментальных и временных факторов, которые привели к ее разгону. Пока придерживаемся мнения, что многие инфляционные факторы носят временный характер и нейтрализуются по мере «затухания» пандемии и завершения активной фазы восстановления мировой экономики. Но при этом видим возможность повышения средних темпов инфляции на постоянной основе в 2020-х. Вполне реалистично предположение, что инфляция в развитых странах будет устойчиво выше значений 2010-х годов. Не 0–2%, к которым рынок уже привык за 2010-е, а возможно 2–4%. Это то, что было в мире нормой до глобального финансового кризиса. Такие постоянные инфляционные темпы не представляют собой структурной проблемы для мировой экономики. Но они потребуют подстройки финансового сектора и реального секторов».
Аналитики ЕАБР прогнозируют замедление инфляции в государствах — участниках Банка с 6,6% г/г в среднем по региону в мае до 5,6% к концу 2021 года. Этому будет способствовать ослабление инфляционного давления со стороны спроса и восстановление производственных цепочек. В Армении ЕАБР ожидает инфляцию в размере 5,4% на конец года, в Беларуси — 8,7%, в Казахстане — 6,7%, в Кыргызстане — 7,7%, в России — 5%, в Таджикистане — 7,4%.
В условиях повышенного инфляционного давления ЕАБР прогнозирует дальнейшее сокращение денежно-кредитных стимулов в большинстве стран региона. Аналитики Банка ожидают повышения ключевой ставки в России до 6–6,5% в этом году для недопущения перегрева экономики. В среднесрочной перспективе ожидается переход к нейтральным денежно-кредитным условиям в большинстве государств — участников ЕАБР при прогнозируемом замедлении инфляции.
Аналитики ЕАБР указывают на то, что возвращение глобальной инфляции несет существенные риски для прогноза экономического развития государств — участников Банка. Ускорение инфляции и активное восстановление мировой экономики повышают вероятность скорого сворачивания денежно-кредитных стимулов. В первую очередь это относится к США, экономика которых уже в III квартале 2021 года может оказаться перегретой. Сохранение инфляции в США вблизи 5% в летние месяцы этого года может побудить ФРС существенно ужесточить риторику уже в августе-сентябре 2021 года. Это усилит отток капитала с развивающихся рынков, приведет к увеличению доходности их гособлигаций, ослаблению национальных валют и росту внутренних процентных ставок. Среднегодовой курс российского рубля к доллару в рисковом сценарии может оказаться на 1,8% слабее базового прогноза ЕАБР в 2021 году и почти на 5% в 2022 году. Инфляция в среднем по региону операций Банка может достигнуть 5,9% на конец 2021 года, что потребует ужесточения денежно-кредитной политики. В результате потери роста агрегированного ВВП государств — участников ЕАБР оцениваются около 0,1 п. п., в сравнении с базовым сценарием в 2021–2022 годах.
Заместитель председателя Правления ЕАБР Руслан Даленов резюмировал основные текущие тенденции и прогнозы: «Во-первых, экономики стран — участниц ЕАБР активно восстанавливаются в русле общемирового тренда. Их адаптацию к функционированию в условиях пандемии можно считать успешной. Во-вторых, по итогам 2021 года восстановительный рост экономик стран — участниц Банка может оказаться сильнее, чем ранее ожидалось. Рост агрегированного ВВП ожидается на уровне 4%. Экономики государств — членов ЕАБР будут расти в среднесрочной перспективе даже при реализации рискового сценария. Третье, инфляционное давление в мире и государствах региона операций Банка остается повышенным. Проинфляционные факторы в большинстве своем носят временный характер, и темпы роста потребительских цен в государствах — участниках ЕАБР могут снизиться к концу 2021–2022 годов».
Прогноз ЕАБР. Основные макроэкономические показатели государств — участников Банка (базовый сценарий)
Государство |
ВВП |
Инфляция (на конец года) |
Курс к долл. США (в среднем за год) |
Ставка МБК (в среднем за год) |
||||
2021 |
2022 |
2021 |
2022 |
2021 |
2022 |
2021 |
2022 |
|
Армения |
4,2 |
4,7 |
5,4 |
3,5 |
517 |
506 |
6,2 |
7,1 |
Беларусь |
1,3 |
0,0 |
8,7 |
6,1 |
2,60 |
2,73 |
9,1 |
9,3 |
Казахстан |
4,0 |
4,4 |
6,7 |
5,7 |
423,1 |
427,6 |
8,5 |
7,9 |
Кыргызстан |
3,9 |
5,2 |
7,7 |
4,4 |
84,8 |
85,3 |
5,1 |
6,4 |
Россия |
4,1 |
2,2 |
5,0 |
3,7 |
73,2 |
71,8 |
5,2 |
5,8 |
Таджикистан |
6,1 |
7,8 |
7,4 |
5,7 |
11,4 |
11,8 |
11,7 |
10,1 |
Примечание: ВВП, инфляция — % г/г; курс к долл. США — единиц национальной валюты за 1 долл. США; ставка МБК — % (для Таджикистана — ставка рефинансирования).
Источник: расчеты ЕАБР
Подробнее с содержанием Макроэкономического прогноза можно ознакомиться на сайте Банка.
Другие аналитические публикации ЕАБР и ЕФСР доступны в разделе «Аналитика» на сайте Банка, а также в разделе «Публикации» на сайте Фонда.
Справка:
Евразийский банк развития (ЕАБР) ― международная финансовая организация, осуществляющая инвестиционную деятельность на евразийском пространстве. Уже 15 лет ЕАБР содействует укреплению и расширению экономических связей и всестороннему развитию стран-участниц: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Уставный капитал ЕАБР составляет 7 млрд долларов США. Основную долю в портфеле ЕАБР занимают проекты с интеграционным эффектом в сфере транспортной инфраструктуры, цифровых систем, зеленой энергетики, сельского хозяйства, промышленности и машиностроения. В своей деятельности Банк руководствуется целями в области устойчивого развития ООН и принципами ESG.
Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) в размере 8,513 млрд долларов США учрежден 9 июня 2009 года правительствами тех же 6 стран. Целями ЕФСР является содействие государствам-участникам в преодолении последствий глобального финансового кризиса, в обеспечении их экономической и финансовой стабильности и поддержке интеграционных процессов в регионе. Государства — участники ЕФСР наделили ЕАБР функциями Управляющего средствами Фонда и подписали с Банком Соглашение об управлении средствами ЕФСР.
Контакты пресс-центра ЕАБР:
Сапаргалиева Азима, +7 (777) 750 00 08 (Алматы)
Горбачёв Сергей, +7 (916) 727 22 00 (Москва)