Макроэкономический обзор ЕАБР. Август 2024
-
Текст обзора
PDF, 4.09 МБ -
Основные экономические показатели государств-участников ЕАБР
PDF, 525.21 КБ
ОТ ГЛАВНОГО ЭКОНОМИСТА
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И РЕГИОН
Глобальная экономика продолжила развиваться в рамках тенденций, отмеченных в Макроэкономическом прогнозе, опубликованном в конце июня текущего года.
Экономическая активность в США сохранилась на высоком уровне: рост ВВП ускорился до 2,8% г/г во II квартале после 1,4% г/г в I квартале, превысив ожидания аналитиков. Рост заработных плат и использование накопленных сбережений смогли поддержать повышение роста потребительских расходов до 2,3% г/г во II квартале после 1,5% г/г в I квартале. Кроме того, заметно увеличились инвестиции (+8,4% г/г) в товарно-материальные запасы и в оборудование, а также в интеллектуальную собственность. Драйвером роста выступили расходы бюджета, увеличившиеся на 3,1% г/г во II квартале после 1,8% г/г в I квартале.
Однако это «взгляд в зеркало заднего вида». Эти источники вряд ли смогут оказать поддержку росту уже в ближайшие кварталы.
Мы по-прежнему ожидаем замедления роста экономики США в этом году по сравнению с прошлым годом и в среднесрочной перспективе. Первым признаком скорого разворота тенденций служит снижение PMI в промышленности ниже нейтрального уровня, до 49,5 п. в июле – это минимальное значение с начала года. Рост почасовой оплаты устойчиво замедляется, что уже находит отражение в динамике розничной торговли. Количество новых рабочих мест продолжило снижаться и достигло минимума за последние три года, что привело к росту безработицы до 4,3% – это максимум с октября 2021 года. Возросшие затраты на обслуживание госдолга выступают дополнительным ограничителем дальнейшего расширения расходов бюджета.
Экономика еврозоны восстанавливается медленными темпами. Показатель совокупного PMI снизился в июле до 50,1 п. – это минимальное значение за последние пять месяцев. Промышленность по-прежнему тянет экономику вниз, объем производства в этом секторе экономики сократился на 2,9% г/г в мае. Во многом это последствия разрушения глобальных цепочек поставок, которые ЕС пока не может преодолеть (Amigni, 2023). При этом опережающие индикаторы не дают повода для оптимизма: ожидания в промышленности продолжили ухудшаться (–10,1 п.) в июне по сравнению с маем, а показатель промышленного PMI опустился в июле до 45,6 п. – минимального значения с начала года, индекс деловых настроений остается ниже средних исторических значений и продолжает падать.
Деловая активность в Китае во II квартале 2024 г. замедлилась. Совокупный PMI в июле составил 52,8 п., это средний показатель за последние шесть месяцев. Однако несмотря на устойчиво положительный показатель бизнес-климата, рост ВВП замедлился до 4,7% г/г во II квартале после 5,3% г/г в I квартале. Розничные продажи увеличились всего на 2% г/г в июне (+3,7% г/г в мае) – это самое низкое значение с января 2023 года.
Делать вывод о существенном замедлении китайской экономики в этом году пока преждевременно, и мы его не делаем. Эффект от принятых Правительством Китая мер, направленных на расширение внутреннего спроса и усиление рыночных институтов, может оказаться достаточным для поддержания экономической активности.
Инфляция в развитых экономиках продолжила замедляться, но сохраняется выше целевых уровней. В США темпы роста цен снизились до 3% г/г в июне после 3,3% г/г в мае. При этом базовая инфляция снижается не так интенсивно: она составила 3,3% г/г в июне после 3,4% г/г в мае, отражая давление со стороны внутреннего спроса. В дополнение к факторам, обозначенным в Макроэкономическом прогнозе, мы наблюдаем ускорение роста цен производителей и импортных цен, что формирует проинфляционные риски.
В еврозоне рост потребительских цен замедлился до 2,5% г/г в июне после 2,6% г/г в мае. При этом базовая инфляция составила 2,9% г/г в июне, сохранившись на уровне показателей мая.
Центральные банки в развитых странах смягчают риторику, но весьма осторожно подходят к снижению ставок. ЕЦБ сохранил процентные ставки по ключевым инструментам в июле после их снижения в июне. ФРС не спешит с началом снижения процентных ставок на фоне высокой экономической активности. Однако ситуация меняется. Можно ожидать начала цикла снижения ставки в США, в том числе с целью облегчить прохождение пика рефинансирования долгов корпоративного сектора в 2025 г.
Все описанное выше – базовый сценарий. Держим в уме и вероятность развития событий по рисковому сценарию, в котором деловая активность в ключевых мировых экономиках замедлится, даже уйдет в кратковременную мягкую рецессию. Это повлечет за собой снижение спроса на сырьевые товары, в том числе и на энергоресурсы. Избыток предложения нефти приведет к заметному снижению цен на нее, что сформирует риски для стран – экспортеров нефти в регионе операций ЕАБР. Развитие событий по рисковому сценарию приведет к сокращению экспортной выручки в России и Казахстане и негативно отразится на экономическом росте в среднесрочной перспективе. Другие экономики государств – участников Банка пострадают в связи с падением доходов от торговли с ключевыми экономиками региона, снижением притока инвестиций и денежных переводов. Это приведет к дополнительному ослаблению большинства валют в регионе, в результате инфляция останется на повышенных уровнях.
Евгений Винокуров,
Главный экономист ЕАБР