ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций – 2016

27 декабря 2016

Евгений Винокуров. 2017 год, по прогнозам, будет экономически стабильным для стран ЕАЭС. Телеканал Алматы, 28 декабря 2016

Татьяна Едовина. На восточном инвестфронте без перемен: Азиатские инвесторы не спешат в ЕАЭС. «Коммерсантъ», № 242 от 28 декабря 2016

Татьяна Едовина. Китайские инвесторы перекладываются из сырья в технологии. «Коммерсантъ», №143 от 9 августа 2016

Доклад посвящен новым результатам проекта мониторинга прямых инвестиций в Евразии. Исследование охватывает прямые капиталовложения России, Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана, Азербайджана, Таджикистана и Украины во всех странах Евразии за пределами СНГ и Грузии, а также встречные прямые инвестиции Австрии, Нидерландов, Турции, ОАЭ, Ирана, Индии, Сингапура, Вьетнама, Китая, Республики Корея и Японии в названных восьми странах СНГ.

Согласно новому докладу, азиатские инвесторы продолжают наращивать прямые капиталовложения в ЕАЭС. За весь период мониторинга накопленные ПИИ 9 азиатских стран (Китай, Япония, Турция, Индия, Республика Корея, ОАЭ, Иран, Сингапур и Вьетнам) увеличились с $30.4 млрд в 2008 году до $61.9 млрд в начале 2016 года.

Китай продолжает наращивать экономическое присутствие в странах ЕАЭС и Центральной Азии, оставаясь лидером среди азиатских стран по накопленным ПИИ в регионе. Начиная с 2008 года суммарный объем накопленных ПИИ китайских компаний в пяти странах ЕАЭС увеличился на 138% и достиг значения $25.7 млрд. Лидерами по темпам роста входящих китайских прямых инвестиций являются Беларусь и Кыргызстан, где по итогам последнего периода наблюдений ПИИ выросли соответственно на 48% и 19%. В абсолютном выражении основным получателем китайских ПИИ в ЕАЭС традиционно является Казахстан, где их накопленный объем достиг $21 млрд. Главный сектор для китайских инвесторов в этой стране остается топливный комплекс, а также нефте- и газотранспортная отрасль Казахстана.

Активность китайских инвесторов на российском рынке пока остается невысокой. Объем накопленных китайских ПИИ в России составил на начало 2016 года $3.4 млрд, снизившись по сравнению с предыдущим периодом на 1.4%. По мнению экспертов ЦИИ ЕАБР, значительная часть крупных сделок, заключенных в 2014 году и ранее, ждут своей окончательной реализации. В ряде случаев китайские компании опасаются попасть под действие санкций со стороны ЕС и США и поэтому занимают выжидательную позицию. Кроме того, в условиях слабой экономической конъюнктуры китайские инвесторы нередко ждут более выгодных предложений со стороны российского бизнеса.

Япония — лидер среди азиатских стран по накопленным ПИИ в России. Несмотря на девальвацию курса российского рубля, объем накопленных японских ПИИ в России остался практически таким же — $14.5 млрд, из которых 70% направлено в российский топливный комплекс. По отношению к другим странам ЕАЭС и Центральной Азии японские компании заняли выжидательную позицию и присматриваются к наиболее перспективным экономическим проектам.

Имевший место кризис российско-турецких отношений не оказал значимого негативного эффекта на объемы накопленных ПИИ Турции. Она остается одним из крупнейших инвесторов в ЕАЭС. По последним данным, общий объем накопленных Турцией прямых инвестиций в ЕАЭС составил $7.4 млрд, увеличившись за год на 1.4%. Стабильность инвестиционных потоков из Турции во многом объясняется высокой страновой диверсификацией турецких ПИИ. Проекты с участием турецкого капитала были зафиксированы во всех государствах ЕАЭС, за исключением Армении. На Россию при этом приходится около половины представленных сделок и почти 66% объема накопленных турецких прямых инвестиций в ЕАЭС. Важная особенность турецких ПИИ – их внушительный отраслевой охват: капитал турецкого происхождения представлен почти во всех секторах инвестирования. Турция – лидер среди азиатских стран по объемам ПИИ в секторы, которые не связаны с добычей углеводородов и их транспортировкой. В этом ключевое отличие турецкого капитала, например, от китайского или японского.

Инвестиции из Республики Корея идут как в Россию, так и в Казахстан. При этом основным получателем южнокорейских прямых инвестиций является Россия. По последним данным, на нее пришлось свыше $2.1 млрд, или 88% накопленных южнокорейских ПИИ в ЕАЭС. В отраслевом разрезе лидерами по привлечению капитала из Республики Корея являются машиностроительный, строительный, туристический и агропродовольственный комплексы.

Что касается исходящих накопленных ПИИ, то в 2015 году страны ЕАЭС возобновили экспорт ПИИ в Евразию, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 16%, или на $13.5 млрд. Основным драйвером такого роста инвестиционной активности в 2015 году стали российские компании, которые закрыли ряд новых крупномасштабных сделок в Европейском союзе. В целом за период 2008–2015 годов суммарный показатель объема накопленных ПИИ стран ЕАЭС на Евразийском континенте вырос в 2.4 раза.

Российские ТНК продолжают наращивать свое присутствие в странах ЕС. Согласно данным мониторинга, объем накопленных российских ПИИ в ЕС составил $50.8 млрд, а их доля достигла 62% от всего объема прямых капиталовложений в Евразии. В то же время доля инвестиций российских компаний в Азии снизилась с 31% в 2011 году до 26.7% к концу 2015 года. Топливный комплекс традиционно лидирует в отраслевой структуре экспорта ПИИ России в страны Евразии. Его доля в накопленных российских ПИИ выросла с 25.8% в конце 2008 года до 33.7% в конце 2015 года. Выделяются также финансовый сектор, связь и ИТ.

Среди стран – членов ЕАЭС Казахстан является вторым после России по объемам экспорта капитала в страны Евразии. На начало 2016 года объем накопленных ПИИ казахстанских компаний в странах Евразии вне СНГ составил почти $6 млрд. Основными получателями казахстанских прямых капиталовложений остаются страны ЕС — на них приходится 90.5% всех ПИИ Казахстана в странах Евразии. Ключевым сектором международной специализации Казахстана, на который приходится стабильно свыше половины ПИИ, остается топливный сектор. Вторым по значению сектором является оптовая и розничная торговля. Проекты компаний из Армении, Беларуси и Кыргызстана с прямыми инвестициями в страны Евразийского континента единичны и не велики по объемам. Это объясняется тем, что в экономиках названных стран ЕАЭС практически отсутствуют ТНК с конкурентными преимуществами, позволяющими внедриться на рынки стран дальнего зарубежья.

По мнению аналитиков ЕАБР, в 2017 году активность прямых инвесторов из стран Евразии на пространстве ЕАЭС наберет обороты. Одним из импульсов притока ПИИ должно стать развитие китайской концепции «Один пояс, один путь». Уже сейчас инвесторы из КНР начинают проявлять интерес не только к добыче углеводородов, но и к транспортному комплексу, инфраструктурному строительству, энергетике и т.д. Ожидается, что большая часть инвестиций будет осуществляться китайскими компаниями, в том числе и за счет кредитов национальных институтов развития. Конкуренцию китайцам составят японцы и корейцы.

Данные, аналитика и прикладные выводы, представленные в докладе «ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций – 2016», помогут компаниям лучше ориентироваться в бизнес-пространстве региона, а государствам продвигать взаимовыгодную отраслевую кооперацию.

Вернуться к списку