Макроэкономический обзор ЕАБР. Март 2025

-
Текст обзора
PDF, 2.59 МБ -
Основные экономические показатели государств-участников ЕАБР
PDF, 485.87 КБ
ОТ ГЛАВНОГО ЭКОНОМИСТА
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА В НАЧАЛЕ 2025 г.
Подведение итогов ушедшего года и выделение трендов, которые будут определять развитие экономики – глобальной и стран операций Банка – на ближайшую перспективу, остается традиционной темой экономического обзора в начале года.
Мировая экономика увеличилась на 3,2% в 2024 г. Этому способствовал уверенный рост развивающихся стран, который составил 4,2%. Ключевой вклад внесли крупнейшие экономики этой группы: Индия (+6,5%), Индонезия (+5%), Китай (+5%) и Бразилия (+3,7%).
Экономика США сохранила высокие темпы роста – 2,8% в 2024 г., что соответствует нашим оценкам. Увеличение потребления домохозяйств (+2,8%) стало ключевым фактором расширения экономической активности, обеспечив две трети прироста ВВП. Рост потребительских расходов во многом формировался в условиях увеличения располагаемых доходов (+2,7% в 2024 г.) на фоне повышения заработных плат, связанного с ситуацией на рынке труда, о которой мы писали ранее.
Мы ожидаем, что рост потребления в США в текущем году замедлится. Об этом свидетельствует снижение индекса потребительской уверенности третий месяц подряд – до 93,8 п. в феврале 2025 г. со 105,3 п. месяцем ранее. Вместе с замедлением потребления будет замедляться и экономическая активность. Совокупный PMI снижается второй месяц подряд: с 52,7 п. в январе до 50,4 п. в феврале 2025 г., и это минимальное значение за последние 17 месяцев. Сдерживать рост будет и более жесткая по сравнению с ожиданиями рынка денежно-кредитная политика ФРС. В этих условиях мы сохраняем наш прогноз замедления роста экономики США до 1,6% в 2025 г.
Экономика еврозоны выросла в 2024 г. на 0,7%, главным образом за счет частного и государственного потребления, тогда как инвестиционная активность снизилась. Замедление инвестиций во многом связано с ростом цен на энергию с середины 2024 г. – это ослабило конкурентоспособность европейской промышленности. В результате промышленное производство в еврозоне сократилось на 3% за год. Среди крупных индустриальных стран наибольшие потери зафиксированы в Германии, где спад производства в промышленности продолжается с 2020 г., а в 2024 г. он достиг 4,6% – это рекордное снижение за весь период пребывания страны в еврозоне. Дополнительные риски для экономики создает возможное повышение тарифов США на европейский экспорт – это усиливает опасения по поводу слабого роста и возможной рецессии в 2025 г.
Экономика Китая в 2024 г. выросла на 5% – во многом за счет заметного ускорения роста в IV квартале прошлого года. В значительной мере это следствие принятых правительством мер, направленных на стимулирование внутреннего спроса: были снижены процентные ставки и увеличены расходы бюджета. Кроме того, фактором ускорения роста в конце года могло стать расширение экспорта в условиях ожиданий введения тарифов со стороны США. Опережающие индикаторы указывают на повышение деловой активности в начале 2025 г.: совокупный PMI в феврале вырос до 51,5 п., что выше нейтрального уровня. В условиях негативного внешнего фона правительство Китая продолжит активно поддерживать экономику за счет существенного расширения бюджетных расходов, направленных на рекапитализацию крупных банков, увеличения расходов на технологическое развитие и оборону, а также мер по поддержке потребительского спроса.
Инфляция в развитых странах останется выше целевых ориентиров. Темпы роста потребительских цен в США продолжают ускоряться четвертый месяц подряд, достигнув 3% г/г в январе 2025 г. после 2,9% г/г месяцем ранее. При этом риски дальнейшего усиления инфляции растут в случае, если будут введены дополнительные таможенные тарифы на импортные товары и комплектующие. Инфляция в еврозоне сохраняется выше цели. Несмотря на некоторое замедление – до 2,4% г/г в феврале 2025 г. после 2,5% г/г в январе 2025 г., наблюдается существенное ускорение роста цен с сентября 2024 г. Основным фактором стало подорожание энергоносителей. Однако проблемы лежат гораздо глубже – базовая инфляция (2,6% г/г в феврале 2025 г.) устойчиво превышает целевой ориентир ЕЦБ.
На фоне ускоряющейся инфляции ФРС США в январе оставила неизменной ключевую ставку на уровне 4,5%, прервав цикл из последовательных снижений. При этом риторика регулятора ужесточилась: ставка может сохраняться повышенной продолжительное время. Появление дополнительных проинфляционных рисков может стать еще одним аргументом для сохранения ставок на текущем уровне.
ЕЦБ продолжил цикл смягчения денежно-кредитной политики, снизив ставку в четвертый раз подряд – до 2,75%. Однако отсутствие прогресса в снижении устойчивого компонента инфляции, а также новые проинфляционные риски, связанные с внешними факторами, создают предпосылки для сохранения повышенного уровня ставок.
Введение дополнительных торговых ограничений может значительно изменить условия функционирования мировой экономики как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе. Таможенные пошлины, введенные США для ряда стран, и ответные меры фактически будут означать начало новых торговых войн и усиление деглобализации. В результате этого и направления, и объемы торговых потоков изменятся, что станет причиной значительных экономических потерь – как для отдельных стран, так и для мира в целом. Уже объявленные меры могут привести к потере 0,3–0,5 п.п. прироста глобального ВВП и замедлить рост мировой экономики (до 3% г/г и ниже) в 2025 г.
Изменение глобальных торговых условий может отразиться на экономическом росте стран региона. Рост неопределенности из-за торговых ограничений значительно усилит волатильность цен на сырье и продовольствие. Снижение мирового ВВП повлечет за собой падение спроса на сырьевые товары и их удешевление. К дополнительному давлению на ценовую динамику сырья может привести то, что поставки, ранее ориентированные на США, будут перенаправлены на другие рынки, а это усилит конкуренцию. Падение мировых цен на сырье негативно отразится на экспортной выручке стран-экспортеров. В этих условиях странам региона операций ЕАБР важно, во-первых, опираться на внутренние источники роста, а во-вторых, эффективно перестраивать логистику и встраиваться в цепочки создания добавленной стоимости для поддержания устойчивого развития. Опыт последних лет подтверждает высокий уровень адаптивности региона – несмотря на ухудшение внешних условий, темпы экономического роста остаются выше среднемировых: агрегированный ВВП стран операций ЕАБР вырос на 4,3% в 2024 г.
Врезка 1. Казахстан достиг значительных экономических успехов и в 2028–2029 гг. войдет в число экономик с высоким уровнем доходов Казахстан добился значительных успехов в экономике за 30 лет (с 1995 по 2024 г.). За этот период реальный подушевой ВВП страны вырос более чем в три раза. Казахстан опередил мир в целом (увеличение подушевого ВВП в 1,8 раза), развитые страны (в 1,7 раза), развивающиеся экономики (в 2,6 раза). Более высокий рост показали только развивающиеся экономики Азии, реальный подушевой ВВП которых в 1995–2024 гг. увеличился в 4,7 раза (рисунок 1).
Рисунок 1. Казахстан и мировая экономика: реальный подушевой ВВП (1995 г. = 100) Примечание: ВВП в постоянных ценах 2021 г., приведенных к ППС. Источники: МВФ, Всемирный банк, расчеты аналитиков ЕАБР. |
Рост экономики обеспечил улучшение социальных условий. Продолжительность жизни с 1995 г. выросла на 11 лет (до 75 лет), уровень безработицы снизился примерно на 6 п.п. (до 4,8%), почти исчезли наиболее острые формы бедности – например, доля населения, живущего на менее чем 2,15 долл. в день в ценах 2017 г., приведенных к ППС (480 тенге в ценах 2024 г.), сократилась с 12,8% в 2001 г. до околонулевого уровня в настоящее время. Казахстан приблизился к важному рубежу. В ближайшие годы страна может войти в число экономик с высоким уровнем дохода (HICs) по классификации Всемирного банка. В настоящий момент Казахстан считается страной с доходом выше среднего. К этой группе относятся экономики с подушевым валовым национальным доходом (ВНД) в диапазоне 4,5–14,0 тыс. долл., но границы групп ежегодно пересматриваются с целью учета инфляции. По итогам 2023 г. Казахстан располагал подушевым ВНД на уровне 10,7 тыс. долл., а по итогам 2024 г., по нашей оценке, 11,5 тыс. долл. По нашим оценкам, Казахстан войдет в состав стран с высоким уровнем доходов в 2028–2029 гг. Это следует из актуального макроэкономического прогноза Банка (ЕАБР, 2024), дополненного оценками, позволяющими спрогнозировать траекторию подушевого ВНД на 2025–2030 гг. (приложение, рисунок 2). Прогноз нижней границы группы HICs построен исходя из прогнозов МВФ по инфляции в странах, чьи валюты включены в SDR.
Рисунок 2. ВНД на душу населения Примечание: 2024 г. – оценка аналитиков ЕАБР на основе данных за I–III кварталы. 2025–2030 гг. – прогноз. Источники: Всемирный банк, МВФ, расчеты аналитиков ЕАБР. |
Факторы, способствующие переходу Казахстана в более высокую доходную группу. В приоритете страны – диверсификация экономики и повышение инвестиционной привлекательности. Для этого реализуются государственные инициативы по развитию ключевой инфраструктуры и социально значимых проектов. Так, в 2024 г. в обрабатывающих отраслях было реализовано 180 инвестиционных проектов на общую сумму 1,3 трлн тенге. В результате рост сектора составил почти 6% – это наивысший показатель за последние 10 лет. Доля обрабатывающих производств в ВВП за последние четыре года выросла в среднем на 1,7 п.п. по сравнению со средним значением за 2015–2019 гг. Особое развитие получила машиностроительная отрасль, чей вклад в динамику роста промышленного производства увеличился до 3 п.п. в среднем за 2019–2024 гг. с околонулевого в среднем за 2015–2019 гг. Власти проводят масштабные реформы, направленные на либерализацию экономики, сокращение государственного участия и создание благоприятных условий для инвесторов. Перспективными направлениями для инвестиций остаются промышленность, энергетика, агропромышленный комплекс, транспорт и логистика. Для поддержки инвестиционных проектов правительство запустило кампанию помощи МСБ и крупному бизнесу, в рамках которой ежегодно планируется помогать более чем 50 тыс. проектов и увеличить финансирование до 10 трлн тенге к 2027 г. Все эти меры формируют прочную основу для экономического роста и повышения уровня доходов страны. Какие возможности открывает для Казахстана переход в группу стран с высоким уровнем доходов? Международное признание достижений страны в экономическом развитии повысит инвестиционную привлекательность Казахстана в глазах зарубежных партнеров. Большинство стран в топ-30 рейтинга конкурентоспособности WEF – это экономики с высоким уровнем доходов. Исключение составляют Малайзия и Китай. Повышение долгосрочной устойчивости экономики. Страны с высоким уровнем доходов обычно лучше справляются с негативными экономическими шоками и кризисами. Эта закономерность подтверждается эмпирически (Chavas, 2024). Доступ к более дешевому финансированию. Рост инвестиционной привлекательности и экономической устойчивости улучшит кредитные рейтинги. При переходе Казахстана в группу стран с высоким уровнем доходов кредитный рейтинг может повыситься до инвестиционного уровня «upper medium» (сейчас – «lower medium»). Это упростит привлечение внешнего капитала для инвестиций в инфраструктуру и промышленность. Изменение модели экономического роста (см., например, World Bank [2024] и Gill & Kharas [2015]). В числе приоритетов окажутся такие направления, как развитие международной специализации в производстве продукции с высокой добавленной стоимостью, рост инвестиций в человеческий капитал и совершенствование институциональной среды. |
Евгений Винокуров,
Главный экономист ЕАБР