Макроэкономический обзор ЕАБР. Октябрь 2024

21 октября 2024
ЕАБР представил очередной выпуск Макроэкономического обзора. В Макрообзоре отмечено, что высокий темп роста экономики в странах-участницах сохраняется благодаря активному внутреннему спросу: совокупный ВВП региона операций ЕАБР увеличился на 4,2% г/г по итогам января – августа 2024 г. после роста на 3,9% в 2023 г. В Макрообзоре также обозначено, что снижение ключевых ставок в развитых странах вслед за снижением инфляции создаёт предпосылки для начала открытия рынков капитала для развивающихся экономик.



ОТ ГЛАВНОГО ЭКОНОМИСТА

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И РЕГИОН

Динамика экономической активности в мире существенно не изменилась за последние месяцы. Темп роста ВВП остается высоким в США, низким – в Европе и замедляется в Китае. В целом, обозначенные тенденции соответствуют представленным в предыдущем Макроэкономическом обзоре. Наиболее важными макроэкономическими новостями за последние два месяца стали снижение процентной ставки ФРС, продолжение снижения ставок ЕЦБ и смягчение денежно-кредитной политики[1] Народным банком Китая.

Экономика США продолжает энергично расти. Консенсус прогнозов экспертов[2] в отношении роста ВВП страны в III квартале 2024 г. был пересмотрен в сторону увеличения – в общей сложности на 0,4 п.п. за август и сентябрь, до 2,4% г/г. Вероятно, рост может сложиться еще выше, на это указывает динамика опережающих индикаторов: совокупный PMI за сентябрь составил 54,0 п. – намного выше, чем в среднем за последние два года (51,4). Рост экономики в основном обеспечивает непроизводственная сфера. PMI сферы услуг по итогам августа был зафиксирован на уровне 55,2 п. – вблизи максимума последних двух лет (55,7 п. в августе 2024 г.). PMI обрабатывающих отраслей промышленности, напротив, упал до 47,3 п. – это минимум за 15 месяцев. Индустриальный сектор тормозит экономику в условиях сокращения объемов новых заказов и внешнего спроса. На данный момент влияние сферы услуг на рост американского ВВП остается преобладающим, однако в среднесрочной перспективе ситуация, по нашим ожиданиям, изменится. Охлаждение потребительской активности домохозяйств, сталкивающихся с замедлением роста занятости и зарплат, будет сдерживать динамику сферы услуг и экономики, в целом. При этом снижение ставок поддержит экономику, дав шанс на «мягкую посадку» – возвращение ВВП к устойчивому росту без погружения в рецессию.

Темпы роста экономики еврозоны остаются низкими. ВВП еврозоны увеличился на 0,2%[3] во II квартале после 0,3% в I квартале 2024 г. Из 20 экономик Союза шесть (включая наиболее крупную – экономику Германии), продемонстрировали нулевые или отрицательные квартальные темпы роста ВВП[4] по итогам II квартала 2024 г. Ожидания представителей большинства секторов европейской экономики – сферы услуг, торговли и особенно промышленности – пессимистичны в отношении перехода к уверенному росту деловой активности в ближайшие месяцы. Совокупный PMI за сентябрь упал до 49,6 п. (с 51 п. в августе и 51,6 п. в среднем за II квартал 2024 г.), Промышленность переживает спад. PMI для обрабатывающих отраслей составил 45 п. после 45,8 п. в августе. Рост непроизводственных отраслей перестал перевешивать сокращение активности в промышленности после того, как PMI услуг сократился до 51,4 п. с 52,9 п. в августе. Сказывается менее стимулирующая, чем в США, бюджетная политика (дефицит федерального бюджета в Германии по итогам первого полугодия 2024 г. составлял 1,2% ВВП, а в США – 5,4% ВВП) и нарушение логистических цепочек.

Китайская экономика остается драйвером мирового роста, но демонстрирует признаки замедления в III квартале. Консенсус экспертных прогнозов[5] предполагает снижение роста ВВП Китая до 4,5% г/г в III квартале – после 5,3% г/г в I квартале и 4,7% г/г во II квартале. По итогам сентября совокупный PMI составил 50,3 п., снизившись с 53,2 п. в среднем за II квартал. Замедление экономической активности затронуло как обрабатывающую промышленность (снижение PMI до 49,3 п. в сентябре с 51,6 п. в среднем за II квартал), так и сферу услуг (снижение до 50,3 п. с 52,6 п. в среднем за II квартал). Мы по-прежнему ожидаем, что китайская экономика ускорит рост под влиянием принятых Правительством и Народным банком Китая мер, но, вероятно, основной экономический эффект придется на следующий год.

Снижение ключевых ставок ведущими центральными банками развитых стран вслед за снижением инфляции. В сентябре 2024 г. ФРС США снизила ставку сразу на 0,5 п.п. – до 4,75 – 5%. ЕЦБ, начавший снижение ставок еще в июне, в сентябре вновь опустил ключевую ставку на 0,25 п.п. – до 3,65%. Рынки ожидают[6], что ФРС и ЕЦБ находятся в начале долгого цикла снижения ставок, который составит около восьми стандартных шагов[7] в США и еврозоне с учетом уже принятых в этом году решений.

Наши ожидания более консервативны – циклы снижения ставок будут короче, чем сейчас ждут рынки. Мы считаем, что решения ФРС и ЕЦБ начать снижение ставок в условиях не вполне взятой под контроль инфляции продиктованы желанием понизить риски рецессии и уменьшить бремя обслуживания долга для бюджетов и бизнеса.

Как замедление роста ведущих мировых экономик и снижение процентных ставок в мире отразятся на регионе операций ЕАБР?

В рамках нашего базового сценария ожидается некоторое замедление роста крупных мировых экономик. Это приведет к несколько меньшему росту спроса на сырьевые товары, что может повлиять на цены на сырье и, следовательно, на экспортные доходы стран региона операций ЕАБР. Тем не менее, негативный эффект снижения доходов от внешней торговли сырьевыми товарами может быть частично нивелирован, поскольку экспортные позиции стран – участниц Банка становятся все более диверсифицированными, а устойчивый спрос на стратегические товары продолжает поддерживать внешнюю торговлю.

Не только тенденции мировой экономики влияют на Евразийский регион, но и Евразийский регион может оказывать влияние на мировую экономику. Например, через развитие новой логистики, вовлекая наземные транспортные коммуникации, соединяющие Азию, Европу и Ближний Восток, в глобальные цепочки поставки товаров, что поддерживает устойчивость международной торговли, повышает продовольственную безопасность и позволяет диверсифицировать источники поставки на мировые рынки товаров, в первую очередь продукции АПК и металлов (Врезка 1).


Евгений Винокуров,
Главный экономист ЕАБР

Вернуться к списку