Трансграничные государственно-частные партнерства
-
Доклад
PDF, 4.14 МБ -
Резюме
PDF, 1.48 МБ -
Ключевые выводы
PDF, 870.76 КБ -
Презентация
PDF, 1.63 МБ
Трансграничная инфраструктура позволяет соединять страны и обеспечивать потребности в торговле товарами и услугами, перемещении людей, передаче электроэнергии и информации. В условиях роста объемов и диверсификации структуры межгосударственных и региональных экономических связей развитие трансграничной инфраструктуры приобретает особое значение — в первую очередь для стран, не имеющих выхода к морю. Реализация трансграничных инфраструктурных проектов предполагает участие в них двух или более государств, требует значительного объема частных инвестиций и координации большого круга участников таких проектов. Один из эффективных механизмов реализации такого рода проектов — трансграничное ГЧП.
Преимущества трансграничных ГЧП обусловлены возможностями объединения ресурсов государств и частных партнеров, что позволяет восполнять дефицит государственных средств для развития трансграничной инфраструктуры, решать проблемы, возникающие в силу разницы инвестиционных возможностей государств и различий между их законодательством. Совместная деятельность и объединение имущественных, финансовых ресурсов государств, выступающих в качестве публичных партнеров трансграничных ГЧП, обеспечивают результаты, которые не могли бы быть достигнуты странами по отдельности при реализации национальных проектов ГЧП. Участие частного партнера (как правило, одного) обеспечивает скоординированное и последовательное исполнение обязательств по соглашению о ГЧП «по обе стороны границы».
Ключевой критерий трансграничных ГЧП — особый состав участников. В первую очередь это множественность публичных партнеров, в качестве которых выступают правительства или уполномоченные ими органы двух государств или более. Трансграничные проекты ГЧП выходят за рамки национального правопорядка одного государства и обуславливают необходимость создания специальных норм и правил для всех участвующих партнеров. Эти нормы согласовываются государствами в рамках международного договора, который становится правовой основой подготовки и реализации трансграничных ГЧП.
Критерии идентификации трансграничных ГЧП
Источник: ЕАБР
В мире реализовано несколько десятков проектов развития инфраструктуры на принципах трансграничного ГЧП в сфере транспорта (железные дороги, автодороги, трубопроводы), водно-энергетического комплекса (ВЭК) и телекоммуникаций. Однако в Евразийском регионе практика трансграничных ГЧП почти не использовалась, исключение — российско-китайский проект строительства и эксплуатации автомобильного моста через реку Амур между городами Благовещенском и Хэйхэ.
Вместе с тем повышение инфраструктурной связанности, обеспечиваемой трансграничными проектами, — важный довод в пользу их реализации в Евразии в силу географического положения, протяженности государственных границ, структуры экономических и транспортных связей, значения ВЭК.
Для успешной реализации проектов трансграничных ГЧП в странах Евразии ЕАБР разработал руководящие принципы, базирующиеся на передовом международном опыте и наилучших практиках развития трансграничной инфраструктуры. Руководящие принципы направлены на нахождение баланса между стремлением развивать трансграничную инфраструктуру и учетом интересов каждого из государств — участников проектов трансграничных ГЧП, служат ориентирами при обеспечении финансовой устойчивости и привлекательности этих проектов для инвесторов и кредиторов, помогают определиться с действиями, которые лучше всего подходят для бесперебойного и безопасного функционирования трансграничных объектов инфраструктуры «по обе стороны границы», необходимы для адаптации правового режима ТГЧП с целью максимизации пользы от реализации проектов и увеличения их вклада в достижение ЦУР.
Источник: ЕАБР
Реализация трансграничных ГЧП требует ресурсов и скоординированного финансового планирования между странами. А значит, международные банки развития (МБР), а также их синдикаты могут сыграть важную роль в этом процессе. МБР имеют многостороннее членство, выступают как площадки для согласования позиций государств, а разработанные ими стандарты по экологии и социальным обязательствам могут использоваться при подготовке технико-экономических обоснований (ТЭО) реализации трансграничных проектов. Страны-участницы могут совместно обращаться к МБР за техническим содействием при разработке ТЭО и подготовке текстов межправительственных соглашений, а также для получения кредитов с целью реализации проекта.
Учитывая проведенный анализ и разработанные руководящие принципы, ЕАБР подготовит проект модельного соглашения, которое будет отражать лучшую договорную практику государств по трансграничным ГЧП. Его использование заинтересованными странами послужит облегчению и ускорению международного переговорного процесса, будет вносить больше определенности при формировании и согласовании позиций договаривающихся государств. Банк может выступить как центр экспертизы и в рамках реализации своей Стратегии на период 2022–2026 гг., предусматривающей оказание услуг юридического консультирования, и на этой основе помогать заинтересованным правительствам разрабатывать межправительственные соглашения о реализации инфраструктурных проектов с использованием механизма трансграничного ГЧП.