Макроэкономический обзор ЕАБР. Апрель 2023

10 апреля 2023
ЕАБР представил очередной выпуск Макроэкономического обзора. В материале отмечается, что высокие уровни мировой инфляции могут оказать влияние на развитие экономик региона операций ЕАБР. Учитывая высокую долю импортируемой инфляции в большинстве стран региона это затруднит проведение политики, направленной на сдерживание роста потребительских цен. Одновременно аналитики ЕАБР полагают, что риски реализации глобальной рецессии сохраняются, что может повлиять на перспективы экономического роста стран региона

От Главного экономиста ЕАБР Евгения Винокурова:

Мировая экономика и ее влияние на регион операций ЕАБР

В марте сохранялась положительная динамика деловой активности в мире. Уверенный рост продолжился в Китае и Индии. Совокупные PMI США и еврозоны увеличились до 53,3 и 54,1 пункта, что является максимумом с середины предыдущего года. Что стоит за таким улучшением экономической динамики, и насколько устойчивой она является?

Восстановление деловой активности (в США и Китае в преимущественной мере, а в Европе – исключительно) происходит за счет сектора услуг. Динамика промышленного производства, особенно в Европе, но и в Китае тоже, остается сдержанной. Сильные показатели рынка услуг во многом имеют восстановительный характер, что не позволяет уверенно говорить об устойчивости тренда роста мировой экономики. Динамика услуг скорее может способствовать дополнительному перегреву на рынке труда и росту цен, что только усложнит центральным банкам борьбу с инфляцией.

Именно решение проблемы с инфляцией оставалось в фокусе внимания денежно-кредитных регуляторов большинства стран: 10 центральных банков в марте повысили ключевые ставки. С начала 2022 г. ФРС поднимала ставку уже девять раз. Однако инфляция в США, несмотря на некоторое снижение, остается далеко за пределами целевого значения. ЕЦБ также повысил процентную ставку в марте, однако базовая инфляция по-прежнему повышается. Большинство регуляторов продолжают придерживаться ястребиной риторики.

Мы по-прежнему скептически смотрим на заявления об ужесточении денежно-кредитной политики на горизонте ближайших двух кварталов. Более того, последние события в финансовой сфере и ряд дополнительных индикаторов только укрепляют в уверенности, что циклы повышения ставок будут очень скоро прекращены.

Результатом борьбы с инфляцией стал существенный рост стоимости заимствований для всех секторов: домохозяйств, предприятий, банков и правительств. Первые последствия проявились в финансовом секторе: банкротство Silicon Valley Bank, Silvergate и Signature Bank в США и проблемы в банковском секторе в Европе, включая Credit Swiss. Да, в значительной степени проблемы в этих банках были связаны с ошибками менеджмента и макропруденциального надзора. Однако давление на финансовый сектор продолжает увеличиваться на фоне фундаментального фактора – роста стоимости кредитных ресурсов. При этом риски для сектора пока не являются критическими и решаются расширением предоставления ликвидности, гарантий и слияниями.

Но финсектором негативное влияние процентных ставок ограничиться не может: ограничение доступности кредитования для предприятий становится заметным, бизнес начал активно искать пути сокращения издержек. В первую очередь под сокращение попали расходы на ИТ, которые бизнес начинает рассматривать как непрофильные. В итоге после бума, вызванного COVID-19, компании ИТ-отрасли сталкиваются с необходимостью снижать уровень своей загрузки и вынуждены сокращать персонал. В первые два месяца текущего года только в США было уволено более 118 тыс. работников отрасли. При этом крупнейшие компании ИТ-сектора продолжают заявлять о грядущих сокращениях. В перспективе необходимость снижения издержек может затронуть инвестиционные расходы многих компаний и затраты на собственный персонал.

Рост ставок для населения негативно отражается на доступности ипотечного кредитования. Как следствие, цены на недвижимость в США продолжают снижаться седьмой месяц подряд. Учитывая, что доля строительного сектора в широком смысле составляет в США около 17% в ВВП, сокращение спроса на недвижимость формирует серьезные риски для динамики экономического роста в целом. В зоне риска и коммерческая недвижимость.

Поэтому мы пока не видим устойчивости в положительной динамике экономической активности в мире. Риски рецессии экономик США и ЕС, о которых мы говорили раньше, высоки и будут подталкивать правительства стран к смягчению денежно-кредитной политики.

Это не позволит вернуться к низким уровням инфляции (1–2%). При формальном сохранении низких целей по инфляции их достижение будет перенесено на отдаленные сроки, а США и странам ЕС, вероятно, придется привыкать жить с более высокими уровнями инфляции (3–5%) и, как следствие, с более высокими процентными ставками.

Высокие уровни мировой инфляции окажут непосредственное влияние на развитие экономик региона операций ЕАБР. В первую очередь это ухудшит условия для проведения политики, направленной на сдерживание роста потребительских цен, учитывая высокую долю импортируемой инфляции в большинстве стран региона. Поэтому, несмотря на определенные успехи в замедлении роста цен, мы допускаем ускорение инфляционных процессов в некоторых странах региона к концу года.

Одновременно реализация рисков глобальной рецессии будет снижать спрос со стороны мировой экономики на экспортируемые странами региона товары. Это будет сдерживать рост экономик региона – и в первую очередь экспортеров сырьевых ресурсов. В случае России, в силу введенных внешних ограничений, влияние глобальной рецессии будет проявляться заметно меньше. Динамика ее экономического развития в большей степени будет определяться бюджетными расходами и внутренним спросом.

Для Армении и Кыргызстана нужно учитывать постепенное исчерпание эффектов миграционного притока, что может быть особенно заметно во второй половине текущего года.

Складывающиеся тренды получат отражение в нашем обновленном прогнозе, который будет представлен в конце мая текущего года.

Вернуться к списку